На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 642 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...
  • Галина Чужая
    А чего тут искать-то? На первой секунде видно её - у ноги старика.Психологический т...

"О, море, синее в заливе!.."

 

 

 

"О, море, синее в заливе!.."

     В кратком автобиографичном обзоре моего «творческого пути», в „My Way“, я упомянул, что еще в 10-летнем возрасте, проезжая побережье Черного моря, я сложил эту строку.

     Дальше записи нет, или не сохранилась.

     Или я посчитал произведение законченным.

     За три года до этого, мой дядя Павлик женился. Летом они взяли меня с собой и мы приехали к папе в Туапсе.

     Конечно, папе хотелось показать молодой невестке все прелести приморского города и он предварительно договорился с нашим соседом, у которого была большая шлюпка, на которой тот рыбачил, чтобы тот покатал нас по морю.

     В 1953-4 годах на берегу моря в центре города, на территории порта, куда заходили огромные нефтеналивные, сухогрузные, пассажирские корабли, была такая чистая вода, что в ней водились не то что рыбы, а даже морские коньки!, являющиеся чуть ли не показателем чистоты моря.

     Здесь был «ближний» пляж, водный стадион, лодочная станция, где можно было взять напрокат лодку и на веслах походить по акватории.

     Правда, строгие пограничники, дежурившие круглосуточно на маяке на молу, у входа в порт со стороны моря, не позволяли никому не только выходить в «открытое» море, но даже приближаться к иностранным кораблям, стоящим у причалов.

     Выйти в море могли только местные жители, имеющие специальное разрешение. Естественно, что все рыбаки, в том числе и дядя Вова, его имели.

     А разве можно сравнить хождение в порту на лодке с веслами с хождением под парусом в открытом море!

     Да еще для таких сугубо  сухопутных горожан, как мы!

     В общем, сели мы втроем в «баркас» и д.Вова, на зависть пляжникам, начал веслами выгребать к выходу из порта.

     Папа не смог из-за операции пойти с нами, но уладил все формальности с пограничниками. Погода была хорошая, дул легкий ветерок .Приблизившись к выходу из порта и получив разрешающий знак от постового на маяке, д. Вова решил поставить парус.

      Но то ли мы ему помешали, то ли внезапный порыв ветра при выходе за мол, то ли всё вместе и еще что-то, но парус как-то дернулся, лодка стукнулась о мол, перевернулась и мы все оказались в воде.

     Ясное дело, никто из нас плавать не умел, но, слава Богу!, не пошли сразу камнем ко дну, и д.Вова успел напялить мне на голову мой резиновый круг.

     (Вообще- то, это был простой медицинский круг из плотной красной резины, который подкладывают под спину лежачим больным, чтобы не возникли у них пролежни. Красивые легкие надувные круги с «утопающей пипочкой» появились гораздо позже).

     Потом он начал спасать молодых, которые, барахтаясь, всё пытались подтолкнуть друг-другу единственное весло, до которого им удалось дотянуться.

     Тут , на счастье, подоспела и какая-то прогулочная лодка. нас всех благополучно вытащили из воды и отвели на берег.

     А так как больница была всего в двух шагах от пляжа, то когда мы пришли в нее, папа еще даже не успел начать операцию, а только помылся.

     А мыть руки перед операцией - это целая история.

     Папа часто брал меня с собой на дежурства, когда мы были с ним одни, и мне даже иногда давали халат, я сидел в «предоперационной» комнате и смотрел, как все готовятся к операции: переодеваются, по полчаса моют руки мылом и щеткой, мажут спиртом, йодом, опять одеваются уже в другие халаты, машут мне рукой и идут в «операционную».

     С тех пор и я так же тщательно мою каждый палец в отдельности, разве что не щеткой, и насухо вытираю руки.

     Надо сказать, что это происшествие с лодкой не отбило у меня любви к морю. Во Дворце моряков была очень большая библиотека, а так как заведующей была наша очень хорошая знакомая, Нина Валериановна, то у меня был свобоный доступ ко всем полкам. Кроме того, я мог сколько угодно долго читать их, или перерисовывать картинки с парусниками.

     Я знал наизусть названия всей корабельной оснастки, всех этих бом-бам-рей, мачт, прямых и косых парусов, такелажа, и пр., и пр.

     Через несколько лет, когда уже буду здесь учиться, я даже запишусь в морской кружок, в котором изучал характер и направления ветра, морскую азбуку и сигналы флажками, азбуку Морзе, флаги разных стран.

     Вот до вязания морских узлов я так и не дошел. Не то простудился и пропустил, не то перестал ходить туда, на «дальний» пляж.

     Это  все  будет через несколько лет.

     А сейчас на днях в порт зашел настоящий большой парусник! «Альфа» . Я уже знал, что такой корабль называется «баркентина».

     Тогда он был учебным судном Батумского мореходного  училища и находился в учебном плавании.

    Кто-то на борту заболел и его привели в папину больницу. Курсанты и командование были, в основном, грузины и очень обрадовались, что и врач оказался грузином.

     Вообще-то, в случае разных затруднений с иностранными моряками, обычно вызывали Нину Валериановну, этого уникального, тем более – в те годы!, человека. Она знала английский,французский,немецкий,испанский,итальянский, польский языки, а за годы работы, как шутил папа, стала разбираться в медицине лучше некоторых фельдшеров здравпунктов.

     После того, как все медицинские проблемы были решены, старпом пригласил нас с папой на корабль.

Представляете!

На НАСТОЯЩИЙ ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ !

     А так как папа все время пропадал в больнице, то, видя, что я сгораю от нетерпения, он просто отпустил меня с ними!

     И вот я поднимаюсь по настоящему, не нарисованному ТРАПУ на БОРТ, хожу по ПАЛУБЕ, трогаю рукой настоящую ГРОТ-МАЧТУ, даже пробую немного подняться на нее по ВАНТАМ, потом идем в РУБКУ и, полное СЧАСТЬЕ - я беру в руки НАСТОЯЩИЙ ШТУРВАЛ и поворачиваю его туда – сюда !

     Мне даже дали ударить в колокол- РЫНДУ, так как было обеденное время, и мы спустились сперва в КАМБУЗ, где живой КОК как раз пек пирожки с картошкой.

     Он спросил меня, люблю ли я их. Я ответил, что больше люблю пирожки с капустой.

     Потом мы пошли в КАЮТ- КОМПАНИЮ и пообедали.

     Я очень люблю борщ, макароны с мясом и компот. И когда мы с папой дежурим, нас часто так кормят в больнице (иногда для меня жарят картошку!)

     Но ведь это НАСТОЯЩИЙ ФЛОТСКИЙ ОБЕД!

Вместе с командой, на корабле!

Совсем другой вкус. Даже у компота из сухофруктов !

Правда, я попросил, чтоб мне налили нежирный борщ и без мяса. Но все равно.

А к компоту кок мне принес пирожки с капустой. Они были, правда, не из кислой капусты, как школьные, но все равно очень вкусные!

     Когда мы уходили, я всем сказал «Спасибо!»

     Оказывается, вскоре «Альфу» передали Ростовскому пароходству. Потом она сыграла главную роль в фильме «Алые паруса», и никто не верил, что я был на точно таком же корабле.

Мы же не знали, что это он и есть!

После этого я много раз бывал на разных кораблях.

     Я помню, как-то мы с папой поехали на здравпункт судоремонтного завода и, пока он был занят своими делами, меня повели в «сухой док», где ремонтировали корабль «Шахты».

    И вот только тогда, увидев корабль ЦЕЛИКОМ я действительно понял, какая это огромная штука.

Этот руль! Винт! Якоря!

Впечатление было сильное, но все же «Альфа» мне запомнилась больше.

P.S. Да, еще вспомнил! Когда мы перевернулись на лодке, оказывается, утонули часы не то Павлика, не то Бианы, а может, и обоих.

А тогда это была большая потеря. Потом друзья дяди Вовы, говорят, пытались нырять,чтобы достать, но куда там!

И еще, самое главное!

Оказалось, что тогда мой двоюродный брат, Петя, уже был, но об этом знали только его родители ! Представляете ?!

Картина дня

наверх