На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 640 подписчиков

Свежие комментарии

  • Irina Krasnova
    спасибо,  только фотографии желательно лучшего качества или нужно было взять из интернета!ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!...
  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...

Чудо из чудес!

В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё двадцать пять лет назад здесь находилась деревня Погорелово, первое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века. Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов. Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом.

Выстроен сей дом в 1902-1903 гг. местным крестьянином-отходником И.И. Поляшовым. Жители деревни Погорелово являлись государственными (казёнными) крестьянами, которые могли уходить на заработки (в отличие от удельных) или вести ремесло в родном крае. Самые богатые были отходниками и уезжали, как правило, в Санкт-Петербург. Одним из таких отходников и был Поляшов Иван Иванович, в народе имевший прозвище Поляш. Имелись у Ивана Ивановича артели плотников и резчиков – занимался он строительством загородных домов и малых архитектурных форм в Петербурге и его окрестностях, т.е. был подрядчиком. 

Терем представляет из себя двухэтажное здание, рубленное из брёвен, на кирпичном цоколе и обшитое снаружи калёванным тёсом. Крупный объём усложнён на фасадах ризалитами, эркером и невысокой башенкой; крышу завершают светёлка и мезонин. Свесы кровли украшены пропильными орнаментальными подзорами, ажурный рисунок которых напоминает вышивку. Фасады оформлены изысканного рисунка пропильной резьбой и различными по форме наличниками нескольких типов.

Прежде, чем зайти внутрь терема, осмотрим его со всех сторон. С одной стороны к дому изначально была пристроена двухэтажная хозяйственная часть дома (разобрана в 1973 г., сейчас там вид веранды), что свойственно крестьянским домам северного края.

А теперь, через роскошное крыльцо, зайдём осмотреть не менее роскошный интерьер. 

По парадной лестнице сразу поднимаемся на второй этаж, где располагались гостиные и спальни хозяев.

Пожалуй, самое красивое место во всём доме – парадный холл. Настолько богато декорированный, как и резьбою, так и росписью, что если б не пастельные цвета, запестрело бы в глазах. Просто удивительным образом, спустя век, всё это дошло до нас в первозданном виде. И не где-нибудь в крупном городе, а по-сути в настоящей глуши. 

Через витражную дверь проходим в эркер-светёлку. Потолок там украшен росписью в виде растительного орнамента.

По одной версий строительством этого дома занимался архитектор немец, который помогал Поляшову с мельницей и лесопилкой на реке Виге. По другой – проект дома сделал сам Поляшов, который на своем веку построил много дач под Петербургом. Эта версия представляется более правдоподобной. Погореловский терем перекликается с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат. 
На втором этаже расположена круговая анфилада комнат. По углам южной гостиной размещены печи, к сожалению, уже утратившие своё оригинальное оформление. Все комнаты имели свои цвета – розовый, зелёный, бордовый. До сих пор каждую комнатку украшает потолочное панно. 

По правую сторону от южной гостиной находится западная просторная гостиная в синих тонах. По другую сторону расположилась небольшая спаленка в зелёном цвете.

Хотя, после 1917 г. у Поляшовых и отобрали весь сельхозинвентарь и скотину, но дом семье оставили. До коллективизации семья жила в своём доме, после которой Ивану Ивановичу с семьёй оставили лишь небольшую часть дома на первом этаже, а остальные помещения заняли разные конторы. Поляшов умер в своём доме, а вот жене сразу после похорон мужа пришлось уехать из деревни. Пока в деревне была жизнь, в доме размещались и детский сад, и лесная контора, и школа. Но к концу 1960-х деревня становится неперспективной. В 1972 г. сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома. Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Чета московских художников-авангардистов – Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова – тем же летом совершала байдарочный поход по реке Виге и совершенно случайно заприметив сей дом, купила его. С тех пор лишь собственными силами Анатолия дом хоть как-то поддерживается.

Комнат в доме много, но большей частью они утратили свой декор и привлекательный вид, плюс хозяйские вещи не добавляли колорит, поэтому показываю наиболее примечательные залы. Это мы уже на первом этаже. Зала столовой. 

Ну, в общем всё интересное, на мой взгляд, я показал. Побывали мы ещё и на чердаке, на "веранде", но там ничего примечательного не было. Поэтому полные эстетического удовлетворения покидаем сей расчудесный терем.

На обратном пути на окраине деревни видим часовенку, выстроенную Иваном Ивановичем Поляшовым.

 

(из инета)

Картина дня

наверх