Вновь заговорили о необходимости учреждения вытрезвителей...
7 ноября — не только праздник ленинской революции, но и день рождения первого российского вытрезвителя. Он открылся 7 ноября 1902 года в Туле в гуманистических целях: чтобы свалившиеся «в стельку» на улице пьяницы не замерзали и провели ночь в тепле. Через несколько лет вытрезвители появилась во всех крупных городах России.
В СССР вытрезвители возобновили свою работу в 1931 году, но эти учреждения были уже при милиции и потому не то чтобы полутюремными, но чем-то близким к этому. Попасть в них было для человека немаргинального но вдруг (всякое ведь бывает) напившегося из серии «не дай Бог». Постояльцев там могли облить ледяной водой, привязывать к кроватям, а потом ещё содрать нехилый по тем временам штраф за «обслуживание» и — что самое страшное — сообщить на работу, чтобы пьяницу там и дальше щемили и песочили по партийно-профсоюзным линиям, лишая премий, путёвок в санатории, очереди на дефицитные товары и прочих даже не благ, а реалий советского выживания. В наши дни система вытрезвителей на просторах бывшего СССР сохранилась в Беларуси, Казахстане и Приднестровье, в странах бывшего соцлагеря — в Чехии и Польше. В США и большинстве стран Европы по закону полиция не имеет права задерживать пьяных, если они не совершают ничего криминального. В Канаде и Швеции пьяных доставляют по домам, взимая плату «за доставку».
«А поутру они проснулись...»
Есть такой фильм по повести Василия Шукшина с аналогичным названием. Рассказывает он об одном общеизвестном учреждении советской поры, про которое иноземный профессор в фильме «Осенний марафон» спрашивал: «Место, где я ночевал, называется трезвыватель?» Да, да, речь пойдет о вытрезвителе.
Согласно этому постановлению «О медицинском вытрезвителе...» от 30 мая 1985 года, дополненное 7 января 1991 года, «медицинский вытрезвитель... является специализированным учреждением милиции, выполняющим функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства, и, в частности, появления в общественных местах лиц, находящихся в состоянии опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность или если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могли причинить вред окружающим или себе, и оказания им неотложной медицинской помощи». Удаление пьяных с улиц производится нарядами милиции, состоящими из двух милиционеров и водителя. Наряд ездит на машине с надписью «Спецмедслужба». Нарядам запрещено участвовать в разборе семейных конфликтов и доставлять пьяных домой. Осмотр и оказание медицинской помощи доставленным гражданам роизводит фельдшер. Составляется протокол по результатам медицинского осмотра и обыска доставленных. Затем вытрезвляемых помещают в палаты — мужчин отдельно от женщин.
После того, как доставленный отрезвел, его личность и место работы установлены, с него взимают штраф (а в случае невозможности оплатить вручают соответствующую квитанцию с инструкциями об оплате) и выписывают.
Самое болезненное для клиентов вытрезвителей начиналось после протрезвления. Их штрафовали как за административное нарушение — появление в нетрезвом виде в общественном месте... Ещё и брали солидную плату за пребывание в вытрезвителе в пределах 10-25 рублей — немалые деньги при средней зарплате в СССР 100-120 руб.
Самой большой неприятностью была «телега» на работу — сообщение о том, что человек попал в вытрезвитель. Это «письмо счастья» грозило лишением премий, остановкой карьерного роста и даже увольнением. Поэтому часто от таких сообщений протрезвевшие граждане откупались. Сейчас, а точнее с 2011 года, вытрезвители канули в лету. Только вопрос остался: у нас что, меньше пить стали? Может все-таки нужны эти «трезвыватели»?
В советское время мне дважды довелось побывать в вытрезвителе (от модератора - жизнеописание автора).
Самым большим удивлением оказался для меня тот факт, что клиенты там надолго не задерживаются. Я почему-то был уверен, что они там проводят достаточно длительное время перед тем, как их выпускают на волю. В реальности оказалось, что они проводят там пару-тройку часов до того момента, пока они немного придут в себя.
Воспоминания нахлынули на меня после того, как я увидел в Викимапии фотографию медицинского вытрезвителя на Малой Калитниковской улице в Москве с пометкой «заброшенное здание». А когда-то в помещении этого заведения кипели страсти.
Когда я вначале 80-х годов пришел работать в НИИ после окончания МИРЭА, то я вступил в КООД (Комсомольский оперативный отряд дружинников). Деятельность оперотряда немного пересекалась с деятельностью ДНД (Добровольная народная дружина), но были и существенные отличия.
Дружинники дежурили в основном на улицах, лениво прогуливаясь с красными повязками на руках, а члены оперотряда участвовали в гораздо более разнообразных мероприятиях.
Одним из самых интересных событий тех лет было дежурство на Международном фестивале молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1985 году. Фестиваль проходил в течение 8 дней, но мы дежурили больше. Точного количества дней уже не помню. На этот период нас полностью снимали с работы.
В качестве членов оперативного отряда мы ходили дежурить на праздничных демонстрациях. Обычно стояли в оцеплении там, где проходили демонстранты.
Одним из направлений нашей деятельности также было дежурство в медвытрезвителе, именно в том, картинку которого я показал вначале. Побывал я там всего два раза. Дежурили мы обычно по два человека. Никаких особых обязанностей на нас там не возлагалось. Основной нашей задачей было участвовать при осмотре вновь прибывших клиентов и ставить подпись в протоколе задержания в качестве понятых.
Прежде всего клиентов осматривал врач, и уже он определял оставить человека в вытрезвителе или отпустить на все четыре стороны. Довольно часто врач принимал решение не задерживать гражданина, потому что считал, что он в нормальном состоянии и не соответствует критериям вытрезвителя.
После изъятия личных вещей, в том числе и денег, клиенты направлялись в комнату отдыха, где проводили какое-то время. Вечерних клиентов отпускали через два-три часа. Ночью мы не дежурили, поэтому я не знаю как поступали с гражданами, которые были задержаны ночью.
Штраф за услуги вытрезвителя составлял 15 рублей. Сумма немаленькая для того времени.
Патрульная машина отправлялась за новыми клиентами, а у нас наступало несколько минут отдыха.
От модератора: Как думаете, напрасно когда-то, в наше время, медвытрезвители удалили из жизни нашей страны?
Свежие комментарии