На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 640 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...
  • Галина Чужая
    А чего тут искать-то? На первой секунде видно её - у ноги старика.Психологический т...

РАССКАЗЫ О ПОСЁЛКЕ.... Валерий Рыженко

  РАССКАЗЫ О ПОСЁЛКЕ

   (Радости и углы жизни)

   Радостно становится на душе, когда воображение рисует небольшой посёлок, расположенный у подножья меловых бугров, с пыльными улочками, вдоль которых посажены высокие тополя, акации, а под ними лавочки. Невысокие заборчики, за которыми загустевшие кусты сирени. Посельчане, мирно разговаривающие о прошедшем дне деньском.

   Злоба, ненависть и горечь душит, когда в воображении возникают разбомблённые поселковые  дома, искромсанные осколками сады, палисадники, засеянные воронками улицы. Не слышно говора взрослых, выветрился смех ребятишек. Ветер и пустота стали хозяевами посёлка.

   Кто навёл войну на Украине? Не с неба она обрушилась. Не ненастье её занесло. Не с бугров скатилось? Не из степи вырвалась? Не из балок с ландышами и подснежниками, а с душ, заседающих в просторных и дорогих кабинетах, мечтающих быть властителями, да не под силу им будет  всё время накатывать войны  и власть над людом  простым держать. Вырвутся и они на волю, потому что, как не топтали дух народа,  как не пытались его сломить –  он остался, а те, которые пытались сами обломились.

***   ***   ***   ***

 

ПОЛЫННОЕ  ВРЕМЯ

   Старина, старина, словно горький запах полыни. Не горчит душу, а вызывает воспоминания.

   Загорелись, задымились костры, да костерки на убранных огородах, сжигая сорную траву: бурьян, репей… Отлетели  летние и осенние ежедневные с утра до вечера заботы.

   Загрузились погреба нехитрыми  щедротами. Наполнились пузатые  кадушки разлапчатой капустой, белыми наливными яблоками, краснощёкими помидорами, крупнобугорчатыми огурцами, полосатыми арбузами, грибами опятами, чернушками… для разносолья.

- Урожайный год, кум, - посельчанин посельчанину. -  Природа подсобила. Да и мы сами не сплоховали.

   Лёгкий морозец  прогулялся по утрам тонким ажурным ледком. Затуманилось серой  дымкой палящее солнце.  Дохнул день тишиной, прохладой, да  свежестью  осеней.

- Ну, так что, кум? Вечерком, да по чарке.

   А вечерком. Широкий посыпанный мелким песком двор с ожерельями репчатого лука, чеснока, кукурузы… на деревянном заборе, заставленный рублеными и строганными  столами без скатёрок, но выскобленные кухонными ножами и вымытые. А на нём  не в мелкоту нарезанное, да обрезанное, а всё цельное рядками и горками. Из земли руками взятое. 

   И не богатство на столе, а труд мужицкий, да бабий.

    На лавках, покрытых ряднинами, мужики в вычищенных и отутюженных суконных железнодорожных костюмах и их жены в разноцветных платьях и в цветастых  платках на плечах.

   И пошли разговоры вечерние и закатные. С мужицкой крепостью и бабьим метким словом.

   А вместе с ними и  чарка домашняя.

   А за чаркой – кременчугская гармошка двухрядка   и  пляс кружевной с частушками, прибаутками, да шутками. Притопами и прихлопами.

   Рассыпалась дробь чечёточная,   переливались  голоса звонкие, да  весёлые, выманивая  мальцов в припляс. Словно вихри носились по двору, сливаясь в одну душу и в один дух.

   Порой набегала темень войны, лагерная и тюремная. Наполнялся двор  жестокостью и несправедливостью,  поминаньем, и крестным знамением. Но пересиливалась злоба пониманием: сколько не кляни прошлое, от этого жизнь, если её перевешивать с одного  крючка на другой крючок, лучше не станет.

   Клясть – всё равно, что воду в ступе прясть.

  Словоохотлив был двор, рвала меха гармошка двухрядка, кружился вихрь платков бабьих  до тех пор, пока не  выкатывалось дремавшее за буграми в степи беззаботное солнце.

  Прошло  время полынное,  и сузились некоторые    души, да так, что по витринам, да по  полочкам себя   расставили  и ценниками обвешались.

   А из темноты, как высыпались  звёзды, так и высыпаются, и степной  ветерок  лёгкий запах полыни приносит.                                                

 ===========================================================                                                                        

ДОЖДИК 

   Осень. Третий день, не прекращаясь, сыплет и сыплет редкий мелкий дождик.

   Я слышу, как капли воды бьют по пожелтевшим листьям спиленной старой груши. Спилили грушу три дня назад и уже нарубили дров для бани.

   Дождик нагоняет на меня ни тоску, ни грусть, а спокойствие, большее похожее на безразличие.

   Я третий день лежу то на топчане в бане, то сижу. Сплю в ней и выхожу только на кухню, чтобы приготовить чай.

   Не говорю ни с кем, да и о чем разговаривать. Я знаю все, что они скажут. Они говорят об этом уже несколько лет.

   Проем в двери бани закрыт белой простыней. И когда налетает лёгкий ветер, он поднимает краешек простыни, и я вижу дорожку, проросшую мелкой травой, которая ведёт к дому тёти Кати.

   По левую сторону дорожки грядки с помидорами, между которыми видна большая плетёная корзинка, наполовину заполненная помидорами.

   По правую сторонку дорожки – грядки с огурцами. Среди них также большая плетёная корзинка, тоже наполненная наполовину огурцами, к которой, как и к корзинке с помидорами уже не притрагивались третий день.

   На дорожке брошенный скрученный шланг от колонки, которым тётя Кати поливала огород.

   Возле колонки большой цинковый таз, доверху наполненный пустыми бутылками водки и вина.

   Дальше я не смотрю. Я знаю, что на крыльце, после того, как спилили грушу, сидят сыновья тёти Кати

   Я не слышу их разговора, да и прислушиваться, никакой охоты нет. Они спорят, как делить дом матери.

   Я смотрю на старую грушу. Быстро спилили и скоро порубили на дровишки для бани.

   А дождик все сыплет и сыплет...

   Мне тепло. Я в бане. А дождик на улице.

***    ***    ***    ***

ТАМ…

Первый раз я увидел деда Москву в бусургане (пивная на поселковом языке). Это был старик. Плотный, словно булыжник.

- За кусок хлеба, стакан водки, - орал он. - Прокалываю собственную щеку иголкой.

Старик вытащил из ворота рубахи швейную иголку, надул щеку, приставил иглу и... игла стала проходить через щеку в рот. Лицо старика покраснело. На глазах появились слезы. Иглу он вытащил двумя пальцами изо рта.

- Открой рот!

- Зачем? - спросил старик.

- Может, у тебя в роте ещё одна игла.

Старик открыл рот и зубами захватил пальцы. Руку попытались вытащить. Так пытаются вытащить тряпку из челюстей бульдога.

- У меня судорога челюсти сводит, когда я мясо чую, - объяснил старик.

- Может, ты и человеческое мясо можешь есть?

- Ел, - ответил старик. - Там.

Ему налили водки, поставили миску с огурцами и помидорами. Старик отодвинул.

- Перец, соль, горчица, табак! - заорал он.

В водку старик насыпал перец, соль. Раскрошил сигареты, высыпал табак, размешал и выпил.

- Где научился так пить?

Старик. вытащил из кармана гвоздь.

- За кусок хлеба, - снова заорал он, - запускаю стомиллиметровый гвоздь в ноздрю.

Старик выкатился со стула. Возле двери он остановился.

- Завтра костыли глотать буду, - заорал он.

В посёлке дед Москва прожил два года. Зимой он работал грузчиком в заготзерно, а этим летом впервые нанялся в пастухи.

Отец ушёл на каракубу (так называли мастерскую в депо). Мать - на базар в Петроградку, приказав мне выгнать корову Марту.  Дед Москва сидел возле маслины. Между ногами стояла поллитровка.

- Я помогу пасти тебе коров, дед, - сказал я. - Ты будешь водку пить и спать. Научи меня прокалывать иглой щеку и загонять гвоздь в ноздрю.

- Зачем?

- Деньги буду зарабатывать для дома.

- Деньги надо не руками зарабатывать, а головой.

После уговоров он сдался. Мы направили коров к речке Вонючке. Возле речки нас остановил объездчик Зозуля.

- Где пасти будете?

- Там! - ответил старик.

- Возле блиндажа, - вмешался я.

Возле блиндажа колхозных полей не было.

- Гоните к буровой вышке, - приказал Зозуля.

- Возле вышки люцерна! - воскликнул я. - Коровы обдуются!

- А вы стерегите лучше. Что не отвечаешь, Москва?

Старик достал поллитровку и, поставив дыбом, начал пить.

- И откуда ты, - процедил Зозуля.

Мы отогнали коров. Пустили вдоль железнодорожной насыпи.

- Зозуля хитрый, - сказал я старику.

-Хитрые там, - как обычно ответил старик.

Я забрался на вышку, чтобы лучше было видно коров и Зозулю.Послышался гудок паровоза. Из-за поворота выскочил товарняк. Последний вагон скатился с насыпи. За ним посыпались остальные.

Кусок рельсы шлёпнулся возле шиповника, под которым лежал старик.

- Дед, дед, - закричал я, - ты живой?

- Пока ещё не убили, - ответил он. - Там хотели.

Вскарабкавшись на насыпь, мы стали искать шахтёров, которые  всегда возвращались в посёлок товарняком. Мы заглядывали в искорёженные вагоны. Шахтёров не было. Они не успели сесть в товарняк.

Мы сидели на куче угля, когда дед Москва спросил.

- Слышь, пацан. Почему у коров такие бока? - спросил он.

Коровы были с сильно раздутыми боками. Тяжело дышали.Передвигались с трудом.

- Это от люцерны, дед, - закричал я. - Они обдулись. Теперь подохнут.

Весной позапрошлого года в пастухи нанялся инвалид-шахтёр. На Троицу он погнал коров к буровой вышке. Вечером мужчины порезали пастуха.

-Нас мужики поубивают! - голосил я.

Старик направился к полю. Верхушки люцерны были обгрызены. На краю поля старик нагнулся.

- Зозуля, - сказал он, показывая на вмятины на земле. - Его лошадь. Там я знал таких.

Старик допил поллитровку и пошёл к большой вербе. Достал шило, нож. Сняв рубашку, разорвал.

Обдувшейся корове он закладывал в рот толстую палку. К концам палки привязывал верёвку и туго затягивал на шее коровы. На рога набрасывал налыгач и кнутом гонял, пока из её рта не появлялась пена.

Остановив, прокалывал шилом бок.

Из десяти коров деду Москве не удалось спасти только корову Ждана.

- Убегай, дед, - сказал я. - За меня батько заступится, а тебя убьют.

Старик зачерпнул воды, умыл лицо, напился. Сел на землю, откинулся на спину и посмотрел куда-то вдаль.

- Бежать мне больше некуда, пацан. Может, там лучше будет.

=====================================================

            ВАСИЛЬЕВНА

 

            Летними вечерами, когда спадала жара, Васильевна выходила из дома и садилась на каменные полуразрушенные порожки веранды возле старой дикой груши.

- Васильевна! - зовут её соседи. - Иди к нам.

            Забор у Васильевны невысокий. И с улицы видно, как сидит она  на порожках, склонив голову.

- Спасибо, - отвечает Васильевна. - Я тут посижу. Помечтаю, - тихо добавляет она.

            А мечтает Васильевна о том, как летом будет сыновей встречать, когда они приеду в гости.

- А что я им расскажу? 

            Она представляет, как сидит с сыновьями за столом. Слушают сыновья, опустив головы, и невестки слушают, подперев руками щеки, молчаливо покачивая головой и вытирая слёзы… Васильевна увлекается и вспоминает, как болела зимой, как холодно и тоскливо было в хате, и как хотела все продать и уехать к сыновьям.

- А зачем я им это рассказывать буду? - вздыхает Васильевна. - Они молодые.

            Она улыбается, как улыбалась на свадьбах сыновей. И плачет. Тихо чтобы не слышали соседи,  и, опираясь на две палочки, идёт к забору. 

            Летний вечер. Небо чистое. Со степи набегает лёгкая вечерняя прохлада. Шумят в посадках птицы. Догорает солнце за бугром. Засыпают балки. Лето. А поселковые новости грустные. Рассказывают их каждый вечер. И кажется, что никогда им не будет конца, как никогда не будет конца и самой жизни…

            Васильевна возвращается к порожкам, садится. И думает о муже, который умер от астмы. Лечили его и в поселковой больнице, и в городской. К бабке-знахарке возила  мужа. А когда у мужа отнялись руки и ноги, на себе носила. Вынесет во двор. Посадит на порожки. Подушки под спину подложит, чтобы не упал.  Молчит муж. Молчит и Васильевна. Смотрят на старую дикую грушу.

- До войны сажали! - скажет муж.

- До войны! - эхом отзовётся Васильевна.

            Помолчит муж и заплачет. Васильевна тоже заплачет. Жалко мужа. Тяжёлый на руку был. А жалко. Не раз соседи Васильевну водой отливали. И сыновья не раз у соседей ночевали. Хотела Васильевна бросить мужа. Сколько раз думала, чтобы он навсегда в шахте остался. Она вспоминает, как хоронили мужа. Сыновья не приехали. Телеграмму прислали, которую Васильевна положила вместе с мужем. После похорон сыновья чаще писать стали. А звать к себе - не звали.

- Не приедут к ней сыновья, - говорят соседи. - С такими деньгами, да к матери ехать? Васильевна!

            Не откликается Васильевна. Смотри на притихший двор. А раньше шумный двор был. Брат с сестрой и племянниками приходили. Васильевна племянников в сад пустит. А сама с братом и сестрой разговаривает. Вечером с шахты муж приходит. Трезвым он Васильевну не обижал. Сядет за стол и тоже разговаривает. Разговоры хорошие, весёлые  о сыновьях. А сейчас не ходят брат и сестра.  Передают через соседей:

- Перепишет на нас дом, тогда и придём. И ухаживать будем.

- А сыновьям что оставлю? - спросит Васильевна.

- Зачем им? У них и так на заработках деньги большие.

            Васильевна встаёт и ходит по двору. Все чужое. И дом, и сад… И сама себе чужой стала. Мысли путаются. Ночами не спится.  Утром пройдёт Васильевна по дорожке в саду и остановится возле забора. Смотрит на степь, балки… Далеко тянется степь. А не выйти уже Васильевне в поле.

- Отходилась, - говорит она. - Сыновей бы только дождаться.

            Она садится на порожки, растирает рукой грудь и вспоминает, как  мечтала она, как окончат школу сыновья, поступят учиться, большими людьми станут, женятся и заберут Васильевну к себе - внуков смотреть.

          Уже и соседи разошлись по домам.   А Васильевна все сидит на порожках. Не хочет идти в дом. Смотрит на край посёлка, где кладбище. Ходила Васильевна к мужу, когда ноги ещё не так болели. Придёт. Сорную траву из могилы вырвет. Хлебных крошек на холм набросает, стаканчик поставит - может, помянет, кто мужа, расскажет, как живёт, загадает: придёт в следующий раз сама или принесут её и уйдёт. И сейчас пошла бы. Да не дойти ей.

            Васильевна встаёт и выходит на улицу. Пусто на улице. И на душе Васильевны пусто. Она садится на лавочку, плачет. Плачет она громко. Спит посёлок. Никто не услышит.

            Наплакавшись, идёт  в дом. Дверь дома не закрывает. Соседка Захарова закрыла. А открыли только на третий день. В доме Васильевна долго ходит по комнатам, а потом садится у окошка. У окошка легче.  Все кажется, что не одна. Васильевна чувствует, как гулко стучит сердце и звенит тишина…

- Умру и сыновей не увижу, - говорит она.

    Васильевна ложится на кровать. У неё дрожат руки. Холодным становится лоб. Закрываются глаза. Закрывать глаза она боится. Васильевна встаёт и ходит по комнате, пока не начинают дрожать ноги, и снова ложится на кровать.

- Васильевна! - слышит она голос.

            Она поднимает голову. В дверях стоит муж. Он в шахтёрках. За плечами тормозок.

- Устала я, - говорит Васильевна.

- А ты выйди во двор, - отвечает муж. - Пройдись. На улице хорошо. Там люди…

            Она выходит на улицу. И идёт. Уже и улица кончилась, и посёлок, и кладбище… Степь началась. Легко в степи Васильевне. Она слышит, как дышит степь.

- Дети! - шепчет Васильевна.

            Она не замечает, что лежит на кровати. Чувствует только тяжесть большого усталого тела и боль. Васильевна смотрит в открытую дверь и видит:  стол под дикой грушей. За столом сидят сыновья, внуки, муж, брат, сестра. Васильевна улыбается. Как долго они не собирались вместе…

=========================================================== 

 

            ПРЕСТУПЛЕНИЕ

   Длинный стол. За столом на стуле  участковый Быля. Напротив, на табуретке,  старик Кривуля. Он смотрит на Гремучие бугры,с которых,  словно огромный стеклянный шар, скатывается позёмка и рассыпается у подножья бугров, где вчера похоронили жену Кривули.

- Лет пятнадцать впаяем тебе, а то может и… - Быля ставит карандаш на попа и как через мушку смотрит на Кривулю. - За преступление нужно отвечать. По закону.

            Кривуля молчит.

- Ты признавайся. За молчанку хуже будет. Эх, и хитрый ты. Думал, что не докопаемся. Какую хоть награду от своих друзей получил?

- Каких друзей? Нет у меня теперь никого.

-Так! - Быля достаёт лист бумаги. - Не хочешь признаваться. Ну, тогда я первый начну. У тебя гармошка есть?

- Была, - вздыхает Кривуля.

- Как так была? - настораживается Быля.

- Я её вчера с женой положил.

- Следы скрываешь. Но я гармошку и из гроба вытащу. Это вещественное доказательство.

- Жена песни любила, - отвечает Кривуля. - Вот я и положил гармошку с ней. Может ей там кто-нибудь сыграет, пока я приду.

- На жену пытаешься свалить. Мы и её спросим.

- Кого? - удивляется Кривуля.

- Твою жену. Преступницу.

- Так её вчера похоронили, - напоминает Кривуля. - Её теперь только один Бог может спросить, если он есть, - добавляет старик.

- Мы и Бога…

            Быля спохватывается. Выручает его кашель. Кашель Кривули тяжёлый. Он даже поднимает его с табуретки

- Стой! - кричит Быля. - Бежать хочешь.

- Куда мне бежать, - отвечает Кривуля. - Кашель с финской. Был такой случай.

- Ты меня с толка финской не собьёшь и не разжалобишь. Рассказывай, как ты играл немцам на гармошке.

- А, - Кривуля вспоминает. - Как всегда. Меха растягивал. Пальцами перебирал.

- Значит, признаешь, что играл немцам.

            Быля доволен.

- А че не признавать. Кума Мария, кум Колесник видели.

- Так, так. А когда играл, ногой притопывал?

- Как же не притопывать? - удивляется Кривуля. - Любой гармонист, когда играет, притопывает.

- Какой ногой?

            Быля пишет.

- Левой. Правую покалечили, когда станцию бомбили.

- Немцы?

- Наши!

- Так, так.

            Быля стучит карандашом по столу. Кривуля снова выручает его.

- Страшно было. Всем страшно, когда смерть за тобой ходит.

- Ты это брось всем! - кричит Быля. - А что немцы делали, кода ты играл?

- То, что и наши делают. Пели, танцевали, пили…

- Что ж так пели и танцевали, как наши?

- Один немец даже вприсядку ходил.

- Ходил, - зло говорит Быля, - а потом не одного нашего уходил. Почему пошёл играть к немцам?

- Они сами ко мне пришли. Полбуханки дали. Голодно было. Жена болела, сын.

- Что ж, и автоматами не били?

- Не, - тянет Кривуля. - За что меня бить.

 - Гм. - Быля думает. - И ты пошёл играть?

- Люди звали, что ж не пойти.

- Люди? - срывается Быля. - Когда приглашали, что ты им ответил?

- За хлеб поблагодарил.

- А почему не сказал, что гармошка сломалась?

- Кременчугская сломалась? - удивляется Кривуля. - Кременчугские не ломаются.

- Сказал бы, что болен.

- А зачем неправду говорить. Я тогда не болел.

- Тогда взял бы гармошку, поставил на колени и толкнул бы. Она упала бы и разбилась бы.

- А зачем бросать. Мой батько коня продал, а гармошку мне купил.

- Так, - подводит Быля. - Завтра выкапываем гармошку. И тебя в район, подлеца.

            Кривуля поворачивается к окну и видит, как с Гремучих бугров вновь срывается позёмка.

Картина дня

наверх