На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 642 подписчика

Свежие комментарии

  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...
  • Галина Чужая
    А чего тут искать-то? На первой секунде видно её - у ноги старика.Психологический т...

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В ЛИТОГРАФИЯХ 19 ВЕКА И В НАШИ ДНИ (6) Экскурсия шестая.

Течет река Мойка. От Фонтанки до Невского проспекта :: Стр. 198 :: Читать книги онлайн

Невский проспект. Век XIX - век XXI (6)

Лариса Петрова написалa 14 марта 2015, 23:45 

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В ЛИТОГРАФИЯХ 19 ВЕКА И В НАШИ ДНИ (6)
Экскурсия шестая.

  

      Продолжим наш путь, обогнем здание Публичной библиотеки, что справа, и выйдем к «катькиному садику», как его попросту называют горожане. Сквер с памятником Екатерине II, работы архитектора Опекушина, появился много позже времени создания литографии. На ней великолепная широкая площадь, в полной красе открывающая и Александринский театр, и  главное здание Публичной библиотеки.

     Театр учрежден Сенатским Указом, который дочь Петра Великого - императрица Елизавета - подписала 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Первоначальное название - "Русский для представлений трагедий и комедий театр". Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного. «Российские придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова, Фонвизина, Я. Б. Княжнина, В. И. Лукина, П. А. Плавильщикова, П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, долгое время до этого выступали в различных театральных помещениях, не имея своего собственного. С 1832 года театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Пишут, что это здание было названо Александринским театром в честь супруги императора Николая I  Александры Федоровны. Но ведь и указ-то был подписан в день Святого Александра Невского… так что считайте, как хотите, почему театр так назвали.

     В Александринском театре состоялись  премьеры практически всех произведений русской драматургической  классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Александринский театр – это  учебник истории русского театрального искусства. Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами  В. Каратыгина, В. Н. Давыдова, К. А. Варламова, М. Г. Савиной, П. М. Свободина, В. В. Стрельской, В. П. Далматова, М. В. Дальского, П. А. Стрепетовой, затем В. Ф. Комиссаржевской и позднее Е. Корчагиной-Александровской, Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б.Фрейндлиха, Е. Тиме, Н. Ургант.
     В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман   и выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин. 

 

Площадь перед Александринским театром. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

     Справа на фотографии здание  Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека). Датой её основания принято считать 27 (16) мая 1795 года, когда началось строительство специального здания на углу Невской перспективы и Сенной (нынешней Садовой) улицы. Заложена библиотека по повелению Екатерины II, автор проекта - архитектор Е. Соколов. К 1801 году здание было уже выстроено, однако библиотека открылась для посетителей значительно позже, только в 1814 году.

"Истинная цель открытия книгохранилища состоит в том, чтобы всякий кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже и самые редкие, коих в частном состоянии трудно иметь, а иногда, по обстоятельствам, и отыскать нигде невозможно… ". В этих строках выделено главное: все богатства библиотеки должны быть доступны для каждого ее посетителя. Однако историю Петербургских публичных библиотек нужно писать отдельно. Они создавались многолетним трудом многих людей и сохранялись в годы самых тяжелых испытаний. Теперешнее же положение публичных библиотек по всей стране более, чем плачевное. Видимо, они скоро исчезнут совсем, за исключением небольшого числа книгохранилищ...

     Невозможно было сфотографировать Александринский театр так, чтобы приблизить изображение к литографии – мешали деревья и сам сквер на бывшей площади. Потому в  качестве современного вида  этого центрального места на Невском проспекте я предлагаю вам посмотреть на  уникальное фото с крыши. Делаю  это с  разрешения автора фотографии Игната Черняева, который создал много подобных уникальных видов c крыш  нашего города (и не только нашего) и представляет их в своем журнале (IgnatChernyaev). 

          

     Тем временем мы с вами подошли к АнИчковому мосту (ударение на вторую гласную), который назван в честь инженера, его строившего. Сам дворец – слева. Река Фонтанка, окружающая весь центр города, является третьей «водной преградой» на Невском проспекте. Обратите внимание, что в 19 веке, пока не поставили творений Клодта, мост выглядел иначе.  В башенках располагались механизмы для разведения  его центрального пролета. Таких мостов с  башенками, установленных через Фонтанку, было несколько, но впоследствии  все башни  разобрали, и на сегодня остался только один такой мост – Ломоносовский. Но тема мостов через Фонтанку – особая и самостоятельная.  Стела на мосту, изображенная на литографии, - это верстовой столб. Такими столбами размечали главные дороги от границы города до "важных мест", куда отправлялись гонцы со срочными донесениями. В настоящее время сохранилось 2 таких столба на бывшем пути следования курьеров к Большому дворцу в Петергофе.  Один из верстовых столбов стоит в начале Московского проспекта,  второй – уже в самом Новом Петергофе,  возле ограды Дворца, в дальней от города части Верхнего парка.  

        
Литография К. Беггрова по рисунку Тона и Шифляра.

 


Вид с Аничкова моста сегодня  
снят в самую «бойкую» пору – середина дня. Да, впрочем, тут всегда многолюдно. 

    По другую сторону моста, напротив Аничкова дворца, располагается дворец Белосельских-Белозерских, имеющий, как и многие дворцы Петербурга, свою особую историю.. 

          Невский проспект у Фонтанки. Литография Иванова по рисунку Садовникова.  
     Такой дом стоял тут в конце 18 века.  Из Википедии можно узнать, что "в 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и  на его месте к концу XVIII века архитекторы Тома де Томон и Ф. И. Демерцов построили первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома, сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва". 
     Указанного рисунка я не разыскала, но трехэтажный дом в классическом стиле, изображенный по рисунку Садовникова, по моему мнению, и есть тот самый дом.  В 1846—1848 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер коренным образом перестроил дворец для князя К. Е. Белосельского-Белозерского. Нужно заметить, что князь скончался в то время, когда был готов только фундамент. Литографии построенного тогда дворца у меня нет, возможно, ее и не существует. Но очень уж хотелось иметь изображение дворца, выполненное в то время. Поэтому пришлось использовать рисунок, помещенный в Википедии, который я увеличила, чтобы иметь возможность рассмотреть подробности. Рисунок – это всегда рисунок, даже если по нему сделана литография, поэтому вполне могут иметь место нарушения пропорций. Это мы и видим, сравнивая, например, относительные размеры надстроек на крыше с современной фотографией, однако они невелики. 

    
            
И.И. Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. 1850-е годы. (взят из Википедии)

Дворец, вообще-то, носит условное название, т.к. у него было много хозяев, но Белосельские-Белозерские – первые, потому за дворцом оставлено это имя. О судьбе каждого из них и дворца можно прочитать интересную информацию в Википедии по запросу "Дворец Белосельских-Белозерских". 

Попытка сфотографировать дворец в настоящее время в том же ракурсе оказалась не столь успешной из-за обилия транспорта и прохожих. 
 

Однако на втором фото дворец в современном виде представлен все-таки неплохо для того, чтобы разглядеть подробности декора. Дворец, так же, как и Строгановский дворец на реке Мойка, построен в стиле русского барокко.       
На Невском проспекте только эти две постройки, благодаря своему стилю, ярко выделяются среди прочих строений, выдержанных в строгой классике. 

Мы прошли с вами от самой Невы до Фонтанки. Именно в этой части Невского проспекта сохранилось наибольшее количество памятников, запечатленных на литографиях 19 века.
     Рисунки проспекта, по которым впоследствии сделаны были литографии, Василий Семенович Садовников делал скрупулёзно. Дом за домом для обеих сторон проспекта. Хоть он и был крепостным княгини Н.П. Голицыной, но его занятия поощрялись, тем более, что жил он в числе домашней челяди в петербургском доме княгини. Литографии приобрели в ту пору большую известность, особенно благодаря находчивым предпринимателям. В продажу поступили довольно простые «приборчики» - небольшие барабанчики, с помощью которых можно было прокручивать ленту с непрерывными рисунками и таким образом создать иллюзию пешей прогулки вдоль Невского. Известно, что Николай Васильевич Гоголь купил такой «иллюзион» и отправил матери на Украину

     Однако заканчивается Невская першпектива, согласно выполненному замыслу градостроителей, Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой, которую я хочу показать вам без современной фотографии. Не получилось сфотографировать вид с площади, а среди множества ее изображений ничего похожего не отыскалось – архитектура ее внутренних построек значительно привлекательнее. 

          

ВИД У  АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ   1820-е гг.  Рисунок К.Сабата и С.Шифляра. 

Это последняя заключительная часть большой темы о Невском проспекте – главной улице Санкт-Петербурга. Надеюсь, что вам было интересно.  

 

А в заключение – 

 Молитва Господня:

Прошу Тебя Господи, дай тому самому человеку, который читает сейчас эти строки, все, о чем он Тебя просит! Дай ему это в полной мере, как умеешь давать только Ты один! И пусть будет счастлив во все дни его, а если невозможно такое, то хотя бы сколько-нибудь. Даруй ему крепкое здоровье и любовь ближних, понимание и сочувствие. Сделай так, чтобы душа его всегда светилась одной лишь любовью ко всему сущему, огради его от дурнословия, от обид и зависти, от войн и смертей, от боли физической и душевной, если же все это неизбежно, не покинь его и тогда дай утешение. Спаси для него все, что дорого ему на земле. Если же поздно просить об этом - не лишай его памяти. Не знаю, верит ли в Тебя, читающий сейчас это, Милостивый и добрый мой Господь! Исполни это мое желание. Пусть Ангел Хранитель помогает тебе, когда твои Крылья опускаются вниз.

 

Картина дня

наверх