На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 638 подписчиков

Свежие комментарии

  • Irina Krasnova
    спасибо,  только фотографии желательно лучшего качества или нужно было взять из интернета!ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!...
  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...

Наталья Крачковская - мечта поэта и жена управдома

Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Наталья Крачковская скончалась в Москве в возрасте 77 лет. Несколько дней назад она была госпитализирована в тяжелом состоянии в Первую градскую больницу в Москве.

Заслуженная артистка России Наталья Крачковская на сцене Государственного театра «Киноактера» во время празднования своего 70-летия.

2008 год.

МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Актриса театра и кино, заслуженная артистка России и мастер эпизода Наталья Крачковская, известная по ролям в фильмах «Двенадцать стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию», скончалась в Москве в возрасте 77 лет.

Дочь актрисы

Наталья Крачковская (до замужества Белогорцева) — дочь актрисы Марии Фониной. Родившись в творческой семье, она с детства мечтала стать актрисой. После школы она подала документы во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова.

На экзамене Наталья так прочитала монолог «Иванушки-дурачка» из сказки Ершова «Конек-Горбунок», что Белокуров сходу заявил: «Эту “дурочку” надо взять». Учиться во ВГИКе Крачковской так и не довелось из-за последствий тяжелой аварии. Но мечты о кино она не оставила: работая лаборанткой в Институте металлургии СССР, снималась в массовках и эпизодах на «Мосфильме».

Все изменила ее судьбоносная встреча с режиссером Леонидом Гайдаем.

Мадам Грицацуева

Успех к Крачковской пришел после роли мадам Грицацуевой в фильме Леонида Гайдая «12 стульев». Режиссер долго не мог подобрать подходящую актрису, на эту роль пробовались многие: и Галина Волчек, и Нонна Мордюкова.

Мордюкова показалась Гайдаю не смешной, и чаша весов склонялась в сторону Волчек, но тут режиссер вспомнил о жене своего звукооператора Владимира Крачковского, с которой он познакомился на съемках фильма «Кавказская пленница». Наталья приезжала туда к мужу. Когда ассистентка режиссера позвонила и пригласила ее на пробы, актриса решила, что ее разыгрывают, но все-таки пошла. «Знойная женщина, мечта поэта» была найдена после 19-й пробы.

https://vk.com/video7048883_156073099?hash=0a96c468c889b983

В знаменитой сцене в Доме Советов, где мадам Грицацуева бегает за «товарищем Бендером» по лестницам и эскалатору, дублершу Крачковской найти не удалось из-за комплекции актрисы, и той пришлось самостоятельно выполнять все трюки.

Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером. Я носилась по лестнице две недели… Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Гайдай предупредил: "Голова поместится, а остальное нас не волнует". Я прыгнула. Мне ответили: "Получилось, но камеру заело — надо переснять".

Но когда снимаешься у такого режиссера как Гайдай, «искусство требует жертв», и жертвы того стоили. Роль мадам Грицацуевой стала «визитной карточкой» колоритной актрисы, а ее сотрудничество с Гайдаем продолжилось.

И тебя вылечим

В 1972 году Гайдай приступил к съемкам комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Режиссер пригласил Наталью Крачковскую на роль жены управдома Ивана Васильевича Бунши — двойника царя Ивана Грозного. В роли управдома и царя снялся Юрий Яковлев, который, по признанию актрисы, перевоплощался настолько стремительно, что она не успевала следить, где Бунша, а где Иван Грозный, так что диалог с санитарами психбольницы был недалек от истины: «Так выходит, что у вас два мужа?» — «Выходит, что два».

В разгар съемок актриса заболела воспалением легких и резко похудела — сбылась ее давняя мечта. Но у Гайдая на этот счет было другое мнение.

"Так, Наталья Леонидовна, переводим вас на спецрацион: с утра — манная каша со взбитыми сливками, в обед — макароны с сыром, на ужин — оладьи с медом. Возвращаемся к своему весу!" — вспоминала в интервью реакцию режиссера Крачковская. В ответ на вялые возражения актрисы тот отвечал: "Давайте откроем дверь и посмотрим. Видите, сколько по коридору студии идет длинноногих, изящных, стройных красавиц? Но все они идут мимо моего кабинета, а вы находитесь здесь".

Самым мучительным для Крачковской оказался пресловутый эпизод с приездом скорой психиатрической помощи. «И тебя вылечат… И тебя тоже вылечат… И меня вылечат», — произносит она ставшую крылатой фразу и снимает рыжий парик, под которым скрывается прическа «ежиком». Наталья Леонидовна наотрез отказалась бриться наголо. Отсутствие шевелюры «изображала» резиновая шапочка для купания с накладным «бобриком». Шапочка была на несколько размеров меньше головы актрисы. Вытерпеть резиновые «тиски» Крачковская могла лишь несколько минут, а двухминутную сцену перфекционист Гайдай снимал целый день.

https://vk.com/video15896052_171437941?hash=66c99c3dc4d80a73

Фильм стал лидером проката 1973 года, однако не получил ни одной премии. Наталья Крачковская спросила Гайдая однажды, почему. «Наше время еще не пришло», — философски ответил Леонид Иович.

«Ваши цены — дичь!»

В еще одной комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», состоящей из трех новелл по произведениям Михаила Зощенко, Наталья Крачковская сыграла лишь эпизодические роли в первой и третьей частях.

В новелле «Преступление и наказание» родственник главного героя, живущего на нетрудовые доходы, распродает в панике все нажитое «непосильным трудом», пока герой находится у следователя. Как все помнят, в роли «героя» — Михаил Пуговкин, в роли его супруги — жена режиссера Нина Гребешкова, в роли родственника — Вячеслав Невинный.

Крачковская же играет истинно НЭПмановскую даму, покупающую картины. Она появляется в кадре буквально на минуту, но произносит пару фраз, достойных внимания любого начинающего коллекционера актуального искусства: "Не смешите меня, два синих цыпленка и полкило огурцов — триста рублей?".

«Это же дичь!» — оправдывается герой Невинного. «Ваши цены — дичь!» — ставит его на место героиня Крачковской. Прошло почти сорок лет, но реплика, брошенная Крачковской с лицом, не терпящим возражений, не теряет своей актуальности, скорее наоборот….

https://vk.com/video201393426_170508527?hash=916e5676117d3678

В новелле «Свадебное путешествие», где сыграли лучшее актеры того времени — Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Валентина Теличкина, Савелий Краморов, Наталье Крачковской досталась практически безмолвная роль гостьи на свадьбе главного героя. «Маньяк!» — единственное слово, которое бросает она герою Леонида Куравлева. Но, как утверждал Гайдай, «слова для комедии не главное, чем их меньше, тем лучше». Крачковская в этом смысле — идеальная гайдаевская актриса: ей слов не надо, достаточно просто появиться в кадре.

Мастер эпизода

В период «после Гайдая» Наталья Крачковская продолжила сниматься в эпизодических ролях — в комедии Аллы Суриковой «Суета сует» (работница ЗАГСа Варвара), «Будьте моим мужем» (курортница-театралка), «Человек с бульвара Капуцинов» (Кончита), и каждый раз ее появление в кадре не оставалось незамеченным.

Режиссеры прежде всего эксплуатировали фактуру «королевы комического эпизода», но сама Крачковская всегда настаивала, что она не комедийная, а просто актриса.

Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская

Сергей Мартинсон, Наталья Крачковская

Битва в пути. Наталья Крачковская

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх