На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 640 подписчиков

Свежие комментарии

  • Irina Krasnova
    спасибо,  только фотографии желательно лучшего качества или нужно было взять из интернета!ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!...
  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...

Главному российскому супермаркету 115 лет. Как сегодня живет "Елисеевский"?

Стройные ряды стеллажей, яркий свет и лаконичные интерьерные решения – вот образ идеального места для закупки раз в несколько дней продуктов для всей семьи в современном понимании. Называется эта торговая точка заграничным словом «супермаркет». Заимствована эта форма из Америки и прижилась во всем мире.

Однако в России ровно сто лет назад еда продавалась совсем иначе, как и в Европе, кстати. В основном люди покупали продукты в лавках, то есть небольших магазинчиках. Революцию в торговле совершил купец Елисеев, открывший первый русский супермаркет в Москве, в котором было все, что душе угодно, и только самое свежее. Случилось это 5 февраля 1901 года.

Дом
Здание № 14, стоящее и сегодня на улице Тверской, построено выдающимся архитектором Матвеем Казаковым для Екатерины Козицкой, вдовы статс-секретаря императрицы Екатерины II. Затем его хозяевами стали Волконские. Точная дата постройки неизвестна, но специалисты по истории считают, что возведение завершилось в восьмидесятых годах XVIII столетия. Во времена Волконских здесь кипела светская жизнь, стены особняка слышали голоса Баратынского, Вяземского и Пушкина, читавших здесь свои стихи в литературном салоне.

Дом переходил от одного знатного рода другому, его давали в приданое, а после того, как отсюда шумно проводили жену декабриста Марию Волконскую в Сибирь вслед за мужем, за ним полицией было установлено негласное наблюдение. Перестройка помещений производилась всего один раз, на рубеже XIX и XX веков, она была масштабной, но внешнего облика почти не затронула.

Призраки
Да, дурная слава у особняка была, в нем поселились привидения. Правда, на поверку они оказались ненастоящими, но, как говорится, осадок остался. История вышла детективная, причем с мистическим налетом, но, к счастью, ничем трагическим, вроде смертоубийства, она не завершилась. Имущество князей Волконских в 1829 году унаследовала старая княгиня, также относившаяся к прославленному роду. Ее хозяйством руководил управляющий из немцев, какова его роль в загадочных событиях, доподлинно неизвестно, но, по воспоминаниям очевидцев, характером он отличался скверным. Так вот, с некоторых пор княгиню начали посещать видения призраков, одетых в соответствующие покрывала и издававших жуткие звуки.

По городу поползли слухи. Старуха обратилась к жандармам (а больше было не к кому), а полиция уже тогда отличалась от прочих граждан исключительно материалистическим взглядом на самые мистические явления. В результате оперативных действий «приведение» было изловлено, его роль не без таланта исполнял член преступной шайки, целью которой было запугивание княгини. Этот хитроумный план по снижению цены на объект недвижимости по-своему уникален, но он не удался.

Елисеев
Имя этого человека увековечено в названии магазина, и можно уверенно утверждать, что заслуженно. Был Григорий Елисеев купцом, уже владевшим серьезным торговым делом в Петербурге (на Невском) и других городах России. Петр, его прямой предок, дед, принадлежал как крепостной графу Шереметеву и выполнял обязанности садовника. За выращенную зимой землянику ему была дарована вольная, а кроме того, оказана помощь в открытии собственного дела, небольшой лавки в Петербурге.

Врожденная коммерческая жилка, очевидно, имела место в характере Елисеевых, и скромная торговля разрослась. Магазины, принадлежавшие семье, отличались высокой культурой торговли. Елисеевы уделяли большое внимание тому, что сегодня называется мерчендайзингом. Витрины сверкали, реклама оформлялась талантливо и ярко, цены привлекали, и от покупателей отбоя не было. Здание бывшего дворца на Тверской Григорий Елисеев купил в 1898 году.

 

Реконструкция и адаптация 
Сделать из дворца магазин не так-то просто. К тому же этот объект должен был сразу же, по первоначальному замыслу, отличаться от любой торговой точки и не быть обычной продуктовой лавкой, только большой. Магазину предстояло потрясать покупателей не только товаром, но и антуражем, обстановкой, роскошью и респектабельностью. Перестройка шла два года. Чтобы сохранить эффект внезапности, все здание закрыли от глаз публики высокой дощатой оградой, что описано Владимиром Гиляровским в его замечательной книге «Москва и москвичи». Разглашение информации о ходе работ не допускалось, и, кстати говоря, утечки ее удалось избежать. Мрачная слава дома еще более интриговала, создавая флер таинственности, что для настоящего коммерсанта всегда желательно. Летом 1915 года забор сняли, но внутрь войти покупатели смогли лишь несколько месяцев спустя.

Как торговали у Елисеева при царе
Владимир Гиляровский обратил внимание читателя на статусность нового магазина, в который пешком покупатели не ходили, а приезжали на экипажах. Это свидетельствует о том, что Елисеев, как сказали бы теперь, произвел правильное позиционирование бизнеса. Его магазин был рассчитан на людей с достатком выше среднего, и отнюдь не потому, что цены в нем были высокими. Сама атмосфера здесь предполагала, что представители беднейших слоев населения не станут заходить внутрь. К тому же у дверей стоял «здоровенный» швейцар, помогавший грузить покупки, звал кучеров, ну и, конечно же, следил за порядком. Каждый приказчик помнил наизусть имена самых постоянных, а потому любимых покупателей, и продажа велась в режиме приятной беседы у прилавка. Дам заманивали в магазин птифурами (маленькими пирожными), а потом они уже сами решали что-то приобрести.

После революции
Удивительно, но Елисеевский магазин не стал жертвой революционно настроенных масс. Более того, в нем, даже в условиях тотального дефицита, поддерживался широкий ассортимент продовольственных товаров. Во времена НЭПа «Елисеевский» переименовали в «Гастроном № 1», в голодные военные годы обычных граждан сюда не пускали, только большое начальство, пользовавшееся правами на спецснабжение.

Коммерческий отдел для рядовых посетителей открыли после победы. Юрий Соколов, бывший директором «Гастронома № 1» в брежневскую эпоху, был расстрелян по приговору суда за нарушения социалистической законности, а его история рассказана в интересном кинофильме.

«Елисеевский» сегодня
В наше время очередей в этом магазине нет, а продается все что угодно, совсем как в старые времена. Цены примерно такие же, как в любом другом московском магазине или супермаркете. Литр молока – 60 рублей, кило вареной колбасы – 300 руб. и выше, вино – от полутысячи. Зато ассортимент может порадовать гурманов, в продаже есть изыски вроде тушеного филе косули с тмином, оленины с морковью или медвежатины с петрушкой, а также икра черная и красная.

Стоят эти деликатесы немало, по карману они не каждому. Люди приходят в «Елисеевский» и не за покупками, а просто посмотреть на это произведение искусства с торговым уклоном, постоять, поразмыслить и, может быть, вспомнить о чем-то, чего никогда не знали…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх