На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 638 подписчиков

Свежие комментарии

  • Irina Krasnova
    спасибо,  только фотографии желательно лучшего качества или нужно было взять из интернета!ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!...
  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...

ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – ПРОШЛОЕ...(прошлое) Валерий Рыженко

ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – ПРОШЛОЕ

(25 глав)

ПРОШЛОЕ

 

   1.ДЕД МИТЬКА

   Главным в родне Ивана Денисовича считали деда Митьку, который   жил в селе Хорошем. Село было  не большое, но и не маленькое, а среднее; связанное  в  сотню домов.

   Возвратившись с войны, Митька через несколько лет купил «Москвич» с ручным переключателем скоростей,  продав дом  отца Николки с голосистым ранним утром подворьем до революции.

Но нахлынувшая революция вытеребила и подворье, и Николку с его женой Марией, оставив просторный дом, скатанный из крепких брёвен, которые привозил Николка в арбе, запряжённой волами,  из села Крымское, распложённого на берегу Северного Донца, где рос ещё не обредевший лес.

   Когда пришла гражданская война, Митька натянул на голову вначале умоотвод, а потом сменил его на будёновку с красной пятиконечной звездой.

   Проехав пару раз на «Москвиче», и сбив зазевавшегося соседа Кумача, Митька подарил его сыну Андрею, сказав, что для такой машинки нужны германские дороги, а не деревенские кочки и рытвины, и нормальные люди, а не зеваки. И конь лучше, ему требуются сено, ноги, копыта, хороший выпас на свежем воздухе, да заботливый хозяин, а не зеваки и затрёпанный  мужик.

   Страна уходила в послевоенную  индустриализацию, но дед Митька из села её не видел. Да и натягался он  на войне, которая  чуть ли не  загребла его. Баба Ева настоями из трав  мужа восстановила.

   За германские дороги, зевак  и затрёпанного мужика Митьку попытались поставить  на дорогу к Соловкам. Спас его конь, на котором он мотнулся в балку Глубокую на буграх, где полгода прожил в глиняной землянке, отращивая бороду и волосы на голове и раздумывая о сталинской,  зубастой жизни, которая  чуть не перекусила его.

   Был он двухметрового роста. Хваткий и неуёмный на дело. По душе ему было вместо хатенок   и дома новые строить, и пригляд над мужиками держать.  Обладал он небывалой силой, которая не по ветру развеялась, а от отца к нему перетекала.  Страдали от неё не только  Ева, но и запивавшие сельчане.

- Ты, голуба, - говорил он, встречая петлявшего на дороге, - пей дома, чуточку и в меру, а если напился, то не выходи на улицу и не разноси  вонючий запах. Не погань село.

   Когда мужик наскакивал со словами: мать твою, да я тебя..., дед Митька прикладывал его, и  так, что тот терял опору под ногами. Казалось бы, что за это его должны были ненавидеть, но на Руси, как известно, всегда ценилась сила.

   Бывало, рубили  белый камень в карьере на буграх для строительства домов, так дед Митька киркой такие глыбы  отламывал, что  баба Ева не выдерживала.

- Сдурел, старый чёрт! – голосила она, да так, что забивала свистки паровозов «Иосиф Сталин»  проносившихся мимо села с длинными составами, вагоны которых были забиты углём.

- Смотри Ева, - говорили ей, - за голос посадят.

   Баба Ева не обращала на это внимание и отвечала.

- Вы только  посмотрите, какие глыбы дурень откалывает.

- Из больших камней большой дом построим и быстрее, - отбивал дед Митька и пускался в арифметику. -  Два камня и стена готов. Восемь камней – четыре стены.

 -Такую арифметику на телегу не погрузишь, и лошадь не потянет. Дорогой надорвётся, - не сдавалась баба Ева.

- А я на что? – громыхал он. -  Лошадь, может быть, и не утянет. А вот я, запрягусь с ней, и утянем. А если ты меня ещё бутылкой заправишь, то я и сам потащу.

   Баба Ева беспомощно разводила руками.

   Когда дед Митька  с бабой Евой шёл по улице, он отхватывал два метра шагом, да ещё приговаривал.

- Что ты, Ева, как курица лапками перебираешь.

   Маялась баба Ева с ним в хозяйстве. За что не брался дед, всё  трещало,  ломалось,  не в ту сторону сгибалось и выгибалось, правда, после поправлялось и становилось ещё лучше

- Да я же не виноват, Евочка, - оправдывался дед. – У меня руки от мозгов самостоятельно работают. Я им говорю: стойте, дурни, не ломайте, а они не слушаются.…

   Дед разводил «медвежьими» руками и пытался обнять бабу: не ругайся, голубушка! – да выручала бабу Еву её юркость.

 - Прямо беда, - жаловалась она соседям. - Вчера попросила  вытащить из погреба кадушки на просушку. Так он вместо того, как положено нормальному мужику, не таскать стал, а выкидывать, да ещё орать: Ева, лови. Пять штук разнёс, а потом до вечера собирал.

- А как? – намекали вдовушки -  соседки. – Это…

- Да так. Одну ночку в доме сплю, а на другую в летней кухне закрываюсь.

- То, то мы видим, что у тебя с кухней что-то не ладное. Митька через день её чинит и латает. Ты бы подрядила его к нам.

- Я  не жадная, - отвечала баба Ева, -  да Митьку жалко. Он после этого не ваши летние кухни латать будет, а дома. А вчера, что учудил. Разругалась я с ним из-за  женского дела, так он выскочил из дома,  схватил топор и ко мне. Я думал, что он рубить меня будет. А он говорит: Ева,  сейчас дом разрублю пополам. Женскую половину тебе – показывает на кухню, мужскую мне – тычет в кровать. Поставлю полвины на колёса. Как разругаемся, так и разъезжаемся, как помирились, так съезжаемся. Дом на колёсах. Я ему говорю, а кто ж эти половинки таскать будет. А он мне оглобли прикреплю и: лошадь  запрягу.

      Сегодня смотрю, - вздыхала баба Ева, - грузит трубы, которые купили для колонки, на телегу. Я ему: Митька, куда ты их хочешь везти? А он в ответ: буду водопровод для села делать. От родников в балке воду проведу. Сладу  с ним нет. Перекопал весь огород. Скоро до бугров доберётся. Уголь ищет. Говорит, как найду -  шахту выкопаю.  Сельские мужики работать в ней будут. И уголь не у государства покупать станем,   а  продавать ему, гроши потекут, а после и за границу махнём, село в город отстроим.

      Я ему слово: государство не позволит нам свою шахту держать, а он в ответ: ты, Ева, по старинке думаешь, голосом метёшь: позволит или не позволит, Ты впереди голоса мозги и руки ставь, они дело делают, а не язык. Вначале дело, а то языком слов наломают, а исполнить   не могут. Застревают в них и начинают месить, а слово, сколько не меси, не обрастёт мозгами и руками. Вечером думает, а утром талдычит: в нашей земле богатства разного немерено, нужно только копнуть  мужику.

-- Что верно, то верно, - отвечали бабы. -  Бог не поскупился и в нашу землю столько добра заложил, что других завидки берут,  они на нас и прут. И мужики наши не на нитку сшиты, а в воловьи жилы свиты...  

 

 

Картина дня

наверх