В 50-80 годы в Советском Союзе были необыкновенно популярны интеллектуальные игры. Поэтому, когда 4 сентября 1975 года по Центральному телевидению состоялась премьера игры «Что? Где? Когда?», ее полюбили сразу и навсегда.
Первоначально формат игры был таков: две семьи, каждая у себя дома, сражались друг с другом, отвечая на вопросы.
Для ответа требовались интеллект, эрудиция и логика.
Придумал все это художник по профессии Владимир Ворошилов и, как художник, несколько лет оформлял и додумывал свое детище, пока оно не приобрело тот законченный вид, к которому все привыкли: лошадка выбирает письмо с вопросом, и шесть человек за одну минуту находят на него ответ. Лучший игрок получал книги и хрустальную сову.
Волчок появился в игре почти сразу, но указывал сначала не на письмо с вопросом, а на игрока, который должен был отвечать. Тогда же в наименовании игры прозвучало слово «клуб» - «телевизионный молодежный клуб», первый выпуск которого вместо Ворошилова провел Александр Масляков. Молодежью, отвечавшей на вопросы, были студенты МГУ, которые при обсуждении громко разговаривали и курили, при этом на ответ давалась не минута, а сколько угодно времени – пока не озарит.
24 декабря 1977 года это безобразие закончилось, и с этого момента формат игры окончательно сформировался: волчок, мониторы (в роли которых снялись цветные телевизоры «Юность»), минута на ответ и главное – филин «Фомка». К этому времени игры клуба проходили в Охотничьем домике Нескучного сада.
Каждый день на телевидение волокли мешки писем с вариантами вопросов. Телезрители мечтали выиграть у знатоков – так с 1979 года назывались игроки. Просто так, интереса ради, потому что клуб еще не превратился в казино, и максимальным призом победителю была книга.
А грозная увертюра Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» давно уже вызывает ассоциации не с концертным залом, а с маленькой комнатой интеллектуального клуба и лошадкой, бегущей в волчке.
Наталья Вишнякова
Свежие комментарии