Кому за пятьдесят

12 642 подписчика

Свежие комментарии

• Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...
  • Галина Чужая
    А чего тут искать-то? На первой секунде видно её - у ноги старика.Психологический т...

Первый ленинградец в космосе - как работал и о чем шутил Георгий Гречко

Георгий Гречко, 1985 год

Дважды Герой Советского Союза не дожил нескольких месяцев до 60-летия запуска первого искусственного спутника Земли

МОСКВА, 8 апреля. /ТАСС/. Космонавт Георгий Михайлович Гречко не дожил нескольких месяцев до 60-летия запуска первого искусственного спутника Земли, к которому имел непосредственное отношение. Он тщательно готовился к этому юбилею, как и к любым другим событиям на своем жизненном пути, рассказал ТАСС составитель трех томов мемуаров советского космонавта, заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов.

Баллистика "Спутника-1"

8 апреля стало известно, что дважды Герой Советского Союза, инженер и космонавт Гречко скончался на 86-м году жизни. Он родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. 27 мая 1968 года он был зачислен в отряд космонавтов. В 1957 году в команде Сергея Королева Гречко занимался подготовкой к полету первого советского космического аппарата "Спутник-1". Он один из известных участников этого исторического события, ставшего началом космической эры человечества.

"Великое достижение Гречко - это запуск спутника. Георгий Михайлович тогда занимался баллистикой, и сейчас можно говорить об уходе одного из последних таких крупных ученых, причастных к проекту. Очень жаль, что не дожил до 60-летия запуска спутника, которое мы будем отмечать в октябре. Он готовился к этому событию. За спутник он получил свою первую госнаграду", - рассказал Замостьянов.

Долгая дорога в космос

Журналист рассказал о неутомимом трудолюбии Гречко, который не искал простых решений в жизни. Проведя военные годы на Украине, куда поехал школьником отдыхать к бабушке с дедушкой на лето 1941-го, а остался на долгие 4 года, Гречко вернулся в Ленинград.

"В Ленинграде заинтересовался наукой, ходил в Дом науки для детей. Там познакомился с исследователем и популяризатором межпланетных сообщений Рыниным. Изучал его книги, а также труды нашего советского кораблестроителя Крылова, Перельмана, потом перешел к более серьезной литературе", - сказал Замостьянов.

Когда встал выбор: писать дипломную работу в родном Военмехе (Ленинградский военно-механический институт) или попробовать свои силы в новаторской команде советского ученого Сергея Королева, чье имя было тогда засекречено, Гречко выбрал второе. Начинал работу в Подлипках (ныне город Королев) сначала как студент, но вскоре стал штатным сотрудником. Готовил первый полет человека в космос, сам хотел войти в первый отряд космонавтов.

"Когда стали собирать отряд ученых-исследователей для космического полета, Гречко одним из первых добровольцев туда пошел. У него на стенке висела копия своеобразной клятвы, где было написано о готовности отдать жизнь, если потребуется", - вспоминает Замостьянов.

Ждать пришлось 14 лет. Случилось несчастье - Гречко повредил ногу, что отсрочило его выход на орбиту.

"Тогда уже все были уверены, что космонавтом ему не быть. Но он приложил все усилия, вернулся. Много лет пробыл дублером, готовился, но не летал. Тогда, конечно, он переживал. Но… когда он полетел, он был самым подготовленным космонавтом, может быть даже в истории мировой космонавтики. Это был рекордный по продолжительности полет в СССР", - рассказал редактор.

Удачливый космонавт и Сумасшедший профессор

Как отметил Замостьянов, три полета Гречко "были сказочно успешными" - он первым вырастил горох в космической оранжерее, сумел починить телескоп на орбите и даже потушил пожар в космосе в паре с космонавтом Юрием Романенко.

"Непростая биография, но в ней не было неудач. За ней стоял опыт, невероятный труд, его готовность к работе в космосе. Если Гагарин произнес слово "Поехали", то Гречко произнес: "Поехали на работу!" Он считал, что за те годы, что прошли с полета Гагарина, в космосе нужно уже было не просто летать, а доказывать, что человек что-то может сделать там", - рассказал составитель мемуаров космонавта. По словам Замостьянова, фанатичная увлеченность работой стала источником одного из прозвищ Гречко - Сумасшедший профессор.

"Он с большим уважением отзывался о таких же фанатиках. Его образцами были Гагарин, Комаров. Это все он хранил в своем сердце и памяти", - отметил собеседник ТАСС.

Карьера на ТВ, награды и чувство юмора

Замостьянов напомнил, что Гречко был ведущим популярной телепрограммы "Этот фантастический мир", а также первого в СССР телевизионного ток-шоу "Спор-клуб", который создал Ролан Быков. Очень любил театр и музыку, был дружен с Владимиром Высоцким и Львом Дуровым.

"Есть факт, который Гречко сам не выпячивал: у него есть награда за ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Он это заслужил не потому, что знаменитость, а потому, что вложил в работу долгие годы труда как ученый (он получил степень доктора физико-математических наук)", - отметил Замостьянов.

Гречко - кавалер высших орденов СССР, Индии, Кубы, Чехословакии, но после 1991 года госнаград не получал. "Какой-то стоял барьер, может, интриги. Работал до последнего времени. Последнее время он не писал, больше мы записывали беседы. Надеюсь, к октябрю будет большая публикация о запуске спутника", - сказал составитель мемуаров.

Он подчеркнул любовь Гречко к рассказам о космосе, которые он часто сопровождал юмористическими вставками. Шутить космонавт любил и на орбите. Однажды от обшивки корабля отлетели небольшие куски, которые на фотографиях с определенной ракурса напоминали летающие тарелки. Как рассказал Замостьянов, тогда Гречко отправил на Землю репортаж: "за нами гонятся летающие тарелки". Некоторое время держал в напряжении ЦУП, но потом раскрыл карты.

"Он любил маленькие спектакли. Очень любил подшучивать. Даже из больницы вворачивал шутки свежие, любил разыграть, а потом раскрыться. Он говорил, что без юмора нельзя в космосе, можно сойти с ума. Был замечательный человек, один из самых светлых", - заключил собеседник ТАСС.

Светлая память Великому советскому Космонавту Георгию Гречко...