На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 634 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Романова (Хоменко)
    Флячко-Карпинский, какая фамилия от матери? Первая или вторая. Род Карпинских не угасал . Карпенко-Карпинский-это вар...Из истории происх...
  • Irina Krasnova
    спасибо,  только фотографии желательно лучшего качества или нужно было взять из интернета!ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!...
  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...

Невский проспект. Век XIX - век XXI... Лариса Петрова

 

Предлагаю материал моего виртуального друга Ларисы Николаевны Петровой. Надеюсь, будет интересно...

Но, сначала немного о самом авторе...

Лариса Николаевна Петрова – чудесная женщина – красавица, ученый, автор более сотни опубликованных научных работ, автор открытия в области большой планетарной геофизики, человек, понимающий шутку, не сухарь, аналитик с разносторонними интересами, настоящая петербурженка… 

Но, помимо основной работы пишет стихи, очерки, прозу фоторассказы, увлекается художественноым фото.

Это - одна из ее работ...

Невский проспект. Век XIX - век XXI

Лариса Петрова написалa 10 марта 2015, 20:18 

Хочу пригласить всех в Питер, но не столько в современный, сколько в Санкт-Петербург начала-середины века 19-ого, чтобы сравнить, а что же и в каком виде дошло до нас на главной центральной улице города

 

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ В ЛИТОГРАФИЯХ 19 ВЕКА И В НАШИ ДНИ.
Экскурсия первая. 
Зимний дворец и Университетская набережная.

 Предисловие.

 Попался мне как-то на глаза календарь (у соседей углядела), сравнительно большой по размерам – 29х 34 см, уж и не помню за какой год. В нем были литографии видов Невского проспекта в Санкт-Петербурге середины 19 века, в основном, сделанные по рисункам Василия Семеновича Садовникова.

Литографировали либо И.А.Иванов, либо П. Иванов (к сожалению в каталоге не удосужились оказать уважение ни художнику, ни литографам, так как инициалов проставлено не было). Для тех, кто не знает, поясняю: авторский рисунок скрупулезно переносится на камень в зеркальном отображении, впоследствии с камня делают оттиски. Не моя задача объяснять технологию в тонкостях, но дело это многотрудное и им занималось не так уж много мастеров. 

Дали мне на некоторое время этот календарь, и принялась я сканировать страницы, благо сканер у меня имеется и привычка все делать своими руками. Приступала с опаской, вовсе не понимая, что смогу получить по качеству, потому что календарь этот валялся неизвестно где и был достаточно неопрятен: дырочки, потертости и «каляки-маляки» (их было на мое счастье не так много) видны были невооруженным глазом в большом количестве. Как говорится, дело мастера боится, но этап со сканированием прошел относительно легко, довольно быстро справилась я и с уменьшением изображений. Однако приведение их к удобоваримому виду отняло и сил и времени довольно много. Я осознаю, что не очень высокое качество некоторых оригинальных литографий не может привести к высокому качеству конечного продукта. Однако меня привлекло то, что все литографии в совокупности служили основой для прогулки по нашему Невскому проспекту.

Через некоторое время появилась мысль о том, что хорошо бы сравнить их с тем, что дожило до нашего времени. Тут мне неоценимую помощь оказал мой виртуальный друг Сергей (под ником «22 собаки» ведет свой блог в Живом журнале), без участия которого эта задумка, может быть, и не осуществилась бы. Он сделал почти все фотографии примерно в тех же ракурсах, что и на литографиях. Время от времени я буду высказывать ему свою бесконечную  благодарность. Помогали и другие друзья,  коих я непременно упомню.

Так как в основе литографии лежит рисунок, а он существенно отличается от «неподкупного ока» фотокамеры, то не всегда возможна идентичность в этих двух изображениях, но это и не самое главное.  Главное выяснить, что мы имеем сейчас, что потеряли, а что сохранили за 200 лет?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Возникновение и застройка города тесно связаны с его главной рекой - Невой. С древних времён, по Неве, проходил путь "из варяг в греки", поэтому она имела важное значение, в силу чрезвычайно выгодного территориального расположения. В результате подписания мирного договора между Россией и Швецией в войне 1613-1617 гг., который состоялся 23.02.1617 в деревне Столбово близ Тихвина, Россия потеряла эти земли - они отошли к Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией (Северная война), отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I "прорубил окно в Европу", страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости "Санкт-Петербург", называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору. Вокруг этой крепости и начал строиться город.  Все улицы в Санкт-Петербурге начинаются от Невы, и даже на удаленных, непосредственно не выходящих на реку, нумерация первых домов будет с той стороны, которая ближе к реке. Вначале город строился на Петровском острове. Городской центр формировался около Троицкой площади, где стояла одноимённая церковь, возвели также мазанковые здания Сената, Таможни, Мытного двора. Вблизи находились дома знатных вельмож, высших гражданских и военных чинов, духовенства. Главная улица носила название Дворянской. С 1710 года начинается новый этап в строительстве Петербурга: закладывается церковь Исаакия Далматского, основывается монастырь Александра Невского. Просека, соединившая монастырь с Адмиралтейством, стала называться Большой першпективой (Невский проспект). 
        С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран. Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал "городом веротерпимости". Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли.

Итак, начинаем прогулку от Невы, и первым объектом будет конечно 


 

Зимний дворец. Вид со стороны Адмиралтейства.

            Зимний дворец в наши дни.

Царскую пристань давно снесли совсем. Но львы существуют, их перенесли на другую сторону от Дворцового моста и поставили вдоль Невы. Над ними вечно издевается "племя младое, незнакомое": то они оседлают бедных львов, то испачкают, то изрисуют… Это все особенно усилилось с тех пор, как именно тут сделали пристань для речных трамвайчиков. 
Чаши, что видны на литографии, тоже не пропали, установлены на Адмиралтейской набережной, чуть ниже по течению Невы.  На противоположной стороне реки - Университетская набережная. Не могу не рассказать о домах, что видны на той стороне, хоть чуть-чуть. Слева направо: Меньшиковский дворец - первый из построенных на Васильевском острове, который Петр I подарил Александру Даниловичу Меньшикову - первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга. По завершении строительства только первого этажа здания уже было устроено новоселье 1 октября 1711 года. Дворец был главным "публичным местом" знати. В 1712 году строительство еще шло полным ходом, но здесь игрались свадьбы Я. Ф. Долгорукова, Б. П. Шереметева и других влиятельных лиц, не имевших к тому времени в Санкт-Петербурге собственных особняков. 


Университетская набережная

Далее следуют флигель и торец Здания 12-ти коллегий (каждая под "своей" крышей, но они все соединены в "единую крышу государеву"). Сейчас там главное здание Санкт-Петербургского государственного университета. Классического стиля здание с портиком и колоннами - здание Академии наук, административный корпус. Бело-голубое здание справа - здание Кунсткамеры, заложенной еще Петром I как собрание всяких уродливых диковин живого мира. Сейчас это музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором.

Поворачиваемся спиной к Неве и, оставляя слева Зимний дворец и Дворцовую площадь, идём к Невскому проспекту – главной центральной улице Санкт-Петербурга.

 

(Продолжение следует.)

Картина дня

наверх