Кому за пятьдесят

• Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...
  • Галина Чужая
    А чего тут искать-то? На первой секунде видно её - у ноги старика.Психологический т...

Путешествие на теплоходе

Нынче лето прохладное что-то. А мне так и лучше. Жару плохо стала переносить. В садах у людей и при такой погоде все выросло. В период цветения было тепло. Вот и завязались плоды и ягоды. Да и овощи продаются на базаре и в магазинах круглый год. Своего сада-огорода теперь нет, нет и заботы о нем.  Мне повезло в другом.

Неожиданно мне предложили поездку на теплоходе «Башкортостан». Бесплатно, в порядке поощрения за активное участие в работе Литературной гостиной при профсоюзной библиотеке «Нижнекамскнефтехама». Там собирается Объединение «Данко», членом которого я являюсь много лет. Я сразу согласилась, забыв о том, что трудно хожу, о давлении и прочих своих недомоганиях. Одним словом решила тряхнуть стариной. И не пожалела. Почувствовала себя молодой и здоровой.

Туристическая поездка по рекам Каме и Волге была насыщенной и интересной. Нам предстояло посетить города Свияжск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Болгары и Тетюши.

Теплоход отплывал от пристани Нижнекамска вечером. Провожающие смотрели с тревогой вслед отплывающему теплоходу. Все-таки путешествие не безопасно. Были известные случаи с плохим концом. О чем нам поведал капитан теплохода на первом собрании туристов. Нас проинструктировали, как вести себя в случае потопления, как надевать спасательные жилеты. Главное, без паники. Тем самым утешили и настроили на удачу.

Я стояла на палубе и любовалась небом. Смеркалось. Сквозь огромные перья облаков постепенно затухала вечерняя заря. Вся эта величественная картина отражалась в тихой глади воды. От такой фантастической красоты кружилась голова, и хотелось плакать. Я фотографировала чудесные мгновения природы до тех пор, пока совсем не стемнело. Наконец, в небе появилась луна, отразившись на воде лунной дорожкой. Изредка мимо проплывали баржи.

Между тем теплоход жил: пел, плясал и веселился. За ужином познакомилась с соседями по столику. Приятные спокойные, милые женщины. В трехместной каюте я жила с двумя женщинами. Мама с дочкой были весьма симпатичными, любителями потанцевать. Кстати, с дочкой Альбиной мы оказались коллегами по работе. Первую ночь мы почти не спали, переполненные впечатлениями, да еще на новом месте. Постоянно мешали шумы в виде потрескиваний, пощелкивания, всплесков волн. На палубе кто-то всю ночь разговаривал. Видно, тоже не спалось. Пока мы спали, теплоход переплыл Камское устье и вошел в Волгу.

После завтрака вместе с другими отдыхающими я вышла на палубу. День обещал быть теплым и солнечным. На небе застыли белые пушистые облака. Безветренно. В легкой ряби реки отражались солнечные блики. Искорки переливаясь играли, собираясь сначала в небольшой кружок, вдруг разбегаясь широкой полосой от горизонта до теплохода.

Бесконечно  смотрела на воду,

Любовалась я небом лазурным,

Берегами реки с теплохода,

И волною то тихой, то бурной.

Любовалась, как солнце играет,

Расплескавшись дорожкой искристой.

От восторга душа замирает,

И становится радостно-чистой.

Река жила. Проплавали мимо баржи и  огромные теплоходы.

В отличие от берегов Камы берега Волги  крутые, высокие. Известняк и глина.

Наконец, на горизонте показался мой родной город Казань. Почему-то теперь не было волнения от встречи с Родиной, как раньше, когда я приезжала к родным маме и братьям. Будто бы я каждый раз  соединялась с частичкой души, оставленной мной в моем доме, улице, парке, друзьях. В последний раз, когда я приезжала навестить могилы родных родителей, брата и племянника, почувствовала, что город стал мне чужим. Никто больше не ждет и не скучает.

Подплывая к Казани, мы увидели уток, которые клевали хлеб, который бросали им туристы. Стая чаек отнимала у них кусочки хлеба. Но утки были проворнее чаек. Интересно было наблюдать. Но команда приказала нам перестать кормить птиц. От чаек грязь на теплоходе.

В Казани нас ждали автобусы, чтобы вести на экскурсию в Свияжск. Ехали через Кировский район, который мало чем изменился с того времени, когда я жила в Казани. Разве что меньше стало частных домиков и бараков. Построили современные дома. По новой красивой Казани нас не повезли. Это уже другая экскурсия. Дорога к Свияжску пролегала через пригород Казани мимо лесополосы. Открывался красивый вид на поля и луга, озера, долго кружась и петляя.

Наконец, мы остановились перед высокой лестницей, ведущей к белокаменным стенам монастыря. Я переживала, как смогу подняться на эту высоту, как буду там ходить. В нашей группе была семья Бухановых с взрослым сыном-инвалидом Павлом в инвалидной коляске. Он не ходит вообще. Его возили на коляске. Поднимали в автобус. Он посещал все места экскурсии. Глядя на этих мужественных людей, на их мучения и стремления жить полноценной жизнью, забываешь о своих проблемах,стараешься не отставать  и не роптать.

Среди людей здоровых и беспечных

Он был, как совесть, ангел воплоти.

Стремится на  земле он к жизни вечной,

Стараясь, путь свой непростой пройти.

Живет он с Богом, молится за близких,

Совсем не ропщет на свою судьбу,

В смирении, покорно, без капризов,

Ведет с недугом он всю жизнь борьбу.

Стихи читает разных он поэтов,

И пишет сам о маме и святых,

Начитан, много знающий он при этом,

И говорит об истинах простых.

Беда у каждого своя, Господь по силам

Дает нам испытания и боль.

И рядом с ним в пути мне легче было.

Для укрепления души исполнил роль.

Позже я познакомилась с Павлом и его мамой Ниной Федоровной поближе. Могу сказать, что она является примером мужества, стойкости и бесконечной любви к своему сыну. При физической немощи Павел пишет стихи, начитан, много знает и охотно делится своими историями жизни. Прекрасно читает стихи Светланы Копыловой и другие хорошо поставленным голосом. Об истории Свияжска можно почитать в интернете. Расскажу немного о своих впечатлениях. Может быть мы попали не в то время, не в тот день, но мы ходили от храма к храму, заходили в музей, ходили по улицам Свияжска и не видели жителей. Одни туристы и работники человек 5-6. Было ощущения безжизненности, мертвый город. Не чувствовалось Божьей благодати. Может быть все еще будет. Комплекс только возрождается. Когда мы выходили, звонили колокола. Да, в храме мы прикладывались к чудотворной иконе Богородицы и Святым мощам преподобного Германа.

Вернулись на теплоход  уставшие. Все-таки по святым местам надо ездить с паломниками, чтобы там помолиться, пожить там, душу почистить.

От Казани отплывали под фдэш-моб. Наша молодежь и дети танцевали на палубе.

А я стояла на палубе и смотрела на пристань, где среди провожающих искала родные лица. Но их не было. Почувствовала себя осиротевшей, по щекам текли слезы.

На причале города Казани

Не было среди людей родных,

Не пришла, не провожала мама,

Да и брата не было средь них.

Не пришли племянники, подруги,

Недосуг двоюродной сестре,

Снохи у себя на даче, внуки,

Там живут на ягодной поре.

Никому из них не позвонила,

Знаю, не придут, у всех дела,

Мне до слез печально как-то было,

Сиротой казанской отплыла.

Наш путь продолжался в Козьмодемьянск. Вечером народ веселился,  кто как мог. Я любовалась красотой реки и неба. С женщинами пели песни под баян Вторую ночь спала , как убитая.Разбудил голос капитана, когда теплоход проходил через шлюзы Чебоксарской ГЭС. Мы попали в Чебоксарское водохранилище.. Утром нас высадили на пристани г.Козьмодемьянска. Небольшой уездный городок республики Марий Эл. Известный тем, что там проходили съемки фильма «12 стульев», где Остап Бендер играл в шахматы и, как они и Кисой убегали.

Мы посетили музей, где познакомили с историей города. Меня поразила картинная галерея. Прекрасная коллекция картин, собранная ее основателем художником Григорьевым. Он часто устраивал в городе выставки и фестивали картин. После чего художники дарили городу свои картины. Своего рода мини Третьяковская галерея. Понравилась экскурсовод, которая рассказывала о каждом экспонате с такой любовью, будто  это самое важное на свете. Это талант. Не говоря о картинах. По ее словам каждая картина – шедевр мирового искусства. Так и воспринималась нами, не искушенными ценителям искусства.

По пути к пристани продавалось много сувениров и поделок.

Дальше наш путь лежал в Чебоксары – столицу Чувашской республики. Шел дождь, и экскурсия была автобусной. Ехали по улицам города и знакомились с его достопримечательностями. Чистый, уютный город. Рядом послевоенные постройки и современные. Много учебных заведений, театров, спортивных сооружений, парков и скверов, много храмов, есть монастырь. Символ города – высокая стела матери. Заходили в краеведческий музей, гуляли по чебоксарскому Арбату.

Что примечательно, деревья на улицах подстрижены  одинаково, стоят как шары на ножке. Симпатично.

Утром следующего дня мы прибыли в Болгары – главную цель нашего путешествия.

Нашему взору открылся музей под открытым небом, включающим в себя комплекс исторических построек, рассказывающих об истории возникновения татар. Впечатляет величественностью и грандиозностью, масштабностью проделанной работы.

Это все надо видеть своими глазами, чтобы иметь представление.

После обеда мы посетили г. Тетюши. Маленький городок со своей славной историей. Душа отдохнула. Радушный прием с песнями и угощением. Посещение краеведческого музея и усадьбы . Знакомство с древней историей. Мне очень понравилось.

Вечером был концерт силами туристов. Мы с Ниной пели песни. Каждый день мы репетировали. Поэтому получилось неплохо.

Еще был литературный вечер, который мы провели с Володей  Тарасовым. Нам дали путевки бесплатно за активное участие в работе Литературной гостиной и как ветеранам «НКНК».

Утром мы приплыли в Нижнекамск. Где меня встретили мои родные сын Борис и внучка Анюта.