На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кому за пятьдесят

12 636 подписчиков

Свежие комментарии

  • Irina Krasnova
    спасибо,  только фотографии желательно лучшего качества или нужно было взять из интернета!ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!...
  • Наталия Перуница
    Вот еще тема для обсуждения -  зачастую нас такими дуболомами представляют! Типа деградация в чистом виде. Только дег...Психологический т...
  • Наталия Комлева
    А что ж это она, бедная, так позеленела и перевернулась?Психологический т...

От Бендера до Сталина - Сергею Юрскому – 80

Народный артист РСФСР Сергей Юрский сегодня отмечает юбилей.

Москва, 16 марта.

Иван Груздев в «Место встречи изменить нельзя», Остап Бендер в «Золотом теленке», дядя Митя в комедии «Любовь и голуби» и Иосиф Виссарионович в телесериале «Товарищ Сталин». Сегодня Сергею Юрскому – 80. Его имя редко можно встретить в газетных заголовках и в колонках светской хроники, оно не гремит в политических новостях.

Однако и без этого жизнь Юрского очень плодотворна.

Сергей Юрский родился в Ленинграде 16 марта 1935 года. Когда ему был всего год, его отца Юрия Юрского репрессировали и сослали в Саратов. Юрий Сергеевич Юрский (Жихарев) был известным режиссером, актером и театральным деятелем.

В 1952 году Сергей Юрский поступил на юридический факультет Ленинградского университета, но вскоре понял, что это не его. Когда он пришел в Большой драматический театр к Григорию Товстоганову третьекурсником театрального института, он сыграл там несколько главных ролей и обрел раннюю славу. Его первой ролью стал Карандышев в «Бесприданнице» Островского.

«Когда я впервые увидел театр, то понял, что цирковые артисты из раза в раз изображают один и тот же образ, совершенствуя его. Сегодня сделал три сальто, завтра – три с половиной. А театральный артист может превращаться из одного человека в другого. И эти люди противоположны. Тогда мне показалось, что это мир, который бесконечен в своих возможностях. Выбор был только один – либо стать разведчиком, что меня очень привлекало, либо театральным артистом. Но тогда театр был другой», - рассказывает в одном из своих интервью Сергей Юрский.

После этого он пошел против режиссерского авторитета и поставил свой спектакль. Товстоганов сказал: «Мне нужен хороший Юрский-артист, а не средний Юрсикй-режиссер». И Юрсикй ушел из театра.

Фото: Блохин Максим, ТАСС

Ленинградская партократия травила его, встречавшегося с опальным Солженицыным и писавшего вольные отзывы о поездке в Прагу как раз в момент входа в город советских танков. Юрский был вынужден уехать в Москву.

Здесь-то он и реализовал свою мечту о театральной режиссуре и ежегодно снимался в нескольких фильмах. Его в качестве актера и режиссера пригласили в Театр им. Моссовета. Там он поставил «Тему с вариациями» Алешина, «Правда хорошо, а счастье лучше» Островского, «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ануя. Играл в спектаклях «Гедда Габлер» по Ибсену, «Фома Опискин» по Достоевскому.

«Интерес к театру уже убит. Современный театр – это абсолютно другая, измененная субстанция. А вскоре он изменится неузнаваемо. Мы получили театр, где актер превращается в одну из малозначимых деталей, которая должна сочетаться с другими компонентами спектакля. Например, с обоями на стене, с рисунком на потолке, с печкой в углу, если действие происходит в доме. То, чем для меня был театр в течение многих лет, и то, чем он стал для меня сегодня, - совершенно разные вещи», - говорит Юрский.

По словам Сергея Юрьевича, современный театр находится «в состоянии агонии». «Вроде бы театр есть, ставятся спектакли. В Петербурге, Москве… Знаете, сколько в Москве театров? Более 300! Публика ходит. А театра, в нашем понимании, нет. Ведь мы влияли на определенную часть населения, причем самую просвещенную. Хотя это началось не с нас, а в первой трети 19 века. Театр влиял на людей. Это была связка. Театр считался крайне важным элементом развития общества, потому что он был связан с другой частью развития общества – тоже важной – литературой. В данном случае драматургией. А потом театр стал обгонять драматургию, настолько он был мощен», - говорит он.

Фото: Строков Михаил, ТАСС

«А что сегодня? Билеты становятся дороже, спектакли обильно снабжают звездными лицами, разрекламированной ерундой, яркими декорациями, музыкальными шутками и прочей мишурой. При этом зрительные залы полны. Но я смотрю в зал со сцены и никого не узнаю. Кто эти люди? Это совсем не те, кто ходил в театр раньше… Конечно, все изменилось. Нам вообще повезло, что нас впустили в новое тысячелетие. И сетовать, мол, хорошо бы вернуть все, как раньше, бессмысленно и не нужно», - считает Юрский.

В 1968 году роль Остапа Бендера в фильме «Золотой теленок» принесла ему всесоюзную славу и любовь зрителей. А его роли в таких картинах, как «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя», «Не бойся, я с тобой!», «Ищите женщину», «Любовь и голуби» и многих других кинофильмах сделали его настоящим народным любимцем.

«Такой хороший фильм получился, потому что снимался он с точки зрения бедных людей, которые не ощущали своей бедности. Нынешних поклонников романа интересует, как человек из ничего сделал миллион. А нам было интересно, как человек решил сделать миллион, не имея ничего! К съемкам «Золотого теленка» я достиг достаточной известности, и мне платили высшую ставку - 40 рублей за съемочный день. Этих съемочных дней у меня было сто. И я получил за роль Бендера 4000 рублей. Об автомобиле и мечтать было нечего. Параллельно я был ведущим артистом выдающегося театра. А машину купить себе не мог», - рассказывает в одном из интервью Сергей Юрский.

Фото: Христофоров Валерий, ТАСС

А 90-е годы стали для него временем творческого подъема. В это время были сыграны спеклакли «Игроки – ХХI», «Стулья», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Боркман», «Провокация».

«Юбилеи – это…Чехов заметил же. Пьеса его «Юбилеи», когда все время говорят: «Идет юбилей. Это общая беда учреждения» - там, в пьесе Чехова. А здесь общая беда, по-моему, наша, потому что поколение оказалось сильным: кому не 80, тому 75; кому не 75, тому 60; кому не 60, тому 53. Но юбилеи непрерывные. И это уже становится основой жизни – отмечание собственных дат, заметок на дереве», - говорит Юрский.

Народный артист России Сергей Юрский на сцене театра им. Моссовета, где прошел его Юбилейный вечер.
Фото: Евгранов Евгений, ТАСС

Сергей Юрский - народный артист РСФСР, режиссер, сценарист. В 1995 был награжден Орденом Почета, Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени. Обладатель наград «Кинотавр», лауреат Премии президента в области литературы. Также является лауреатом всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, удостоен премии «Ника». В 2011 году стал лауреатом премии «звезда Театрала». А в 2013 году получил премию Станиславского.

«Я пережил моих родителей, многих коллег и товарищей. Пережил очень многих моих героев и перестал их играть, потому что я старше их. Со всем этим мне надо как-то разобраться – со своим запасом духовных и душевных сил».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх