Купание красного коня
«Купание красного коня» – самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. 
«Купание красного коня» – самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1912 году и принесшая ему мировую известность. Из писем родственникам стало известно и то, что в образе наездника запечатлён двоюродный брат Кузьмы Сергеевича – Шура (Александр Иванович Трофимов).
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца, обитавшего в имении.
Картина стала для современников символом грядущих социальных перемен, в ней передано «ощущение дыхания времени». «У меня было три варианта, – вспоминал художник, – в процессе работы я предъявлял все больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание, и дали бы картине социальную значимость». Автор сумел соединить традиции русской иконы, ранней итальянской фрески и неоклассические тенденции. Холодные краски водоема и округлые линии берега словно «выдвигают» чудесного «огнеподобного» коня вперед, кажется, что он уже не в картине, а перед ней.
Работа над картиной началась еще зимой (или ранней весной) 1912 года. Первые этюды художник начал писать на хуторе "Мишкина пристань" в Саратовской губернии. Впоследствии сам К. Петров-Водкин вспоминал: "В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать купание вообще. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требования чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость".
Автопортрет 1918год
Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить "Конягу" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Холстомера" Л.Н. Толстого, картину В. Перова "Проводы покойника", васнецовских "Богатырей" и другие произведения. Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину "Купание красного коня". От повествовательности он идет к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Потом в композиции картины появляется всадник.
"Купание красного коня" сравнивали, как уже говорилось выше, "со степной кобылицей", отождествляющей у А. Блока Россию, его истоки находили в русском фольклоре, считая прародителями его карающих коней Георгия-Победоносца, а самого К. Петрова-Водкина называли древнерусским мастером, каким-то чудом попавшим в будущее.
Один из первых откликов на "Купание красного коня" принадлежит поэту Рюрику Ивневу:
Кроваво-красный конь,К волнам морским стремящийся,С истомным юношей на выпуклой спине.Ты, как немой огонь, вокруг костра клубящийся,О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне.Зрачки расширились...Стою в святом волнении,И слышу запах волн, поющих о весне,И слышу шепот душ, измученных в горении,И, юноша, твой плач на огненном коне.Там, где лежит туман, где степь непроходимаяЗелено-ярких вод — поют о новом дне.И нас туда влечет мольба неизгладимая,И там мы будем жить, а здесь мы, как во сне...
Картина К. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего "Пантократора" под двойным впечатлением - и от картины, и от стихов Р. Ивнева. А еще через несколько лет он вспомнит:Я теперь скупее стал в желаньях.Жизнь моя, иль ты приснилась мне.Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.
..Дальнейшая судьба картины "Купание красного коня" полна самых разнообразных приключений. В 1914 году ее отправили в русский отдел "Балтийской выставки" в шведский город Мальмё. За участие в этой выставке К. Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Первая мировая война, потом начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. Только после окончания Второй мировой войны начались переговоры о возвращении ее на родину, хотя директор шведского музея предлагал вдове художника продать "Купание красного коня". Мария Федоровна отказалась, и только в 1950 году полотно было возвращено в Советский Союз (вместе с десятью другими произведениями К. Петрова-Водкина). От вдовы художника картина попала в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, которая в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее. 
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии